Недавние лоббистские усилия жены Маруана Баргути, высокопоставленного лидера ФАТХа, направленные на его освобождение из израильской тюрьмы, вновь вызвали дискуссию о том, кто сменит Махмуда Аббаса на посту президента Палестинской автономии.
Фадва Баргути недавно встречалась с официальными лицами из Иордании, Египта, Лиги арабских государств, России, США и Европы. Источники, близкие к семье Баргути, утверждают, что единственной целью кампании является освобождение Маруана из тюрьмы. Однако по некоторым данным, лоббистские усилия Фадвы направлены также на то, чтобы мобилизовать поддержку ее мужа в качестве преемника Аббаса.
Баргути отбывает пять пожизненных сроков плюс 40 лет тюремного заключения за участие в убийствах и террористических актах против израильтян во время Второй интифады. Он был арестован во время операции "Защитная стена" в 2002 году, предстал перед судом и был признан виновным в убийстве четырех человек.
В то время Баргути заявил, что не признает авторитет израильской судебной системы и считает себя борцом за свободу своего народа. В прошлом Баргути считался командиром "Танзим", военного крыла ФАТХ, и был одним из самых разыскиваемых в Израиле людей.
Баргути, заявлявший о своем участии в выборах 2021 года, которые так и не состоялись, является одним из самых популярных палестинских деятелей, и последние опросы предсказывают ему победу в любой избирательной гонке.
Дипломатические усилия его жены совпали с утечкой в палестинские СМИ неподтвержденной информации о том, что Аббас отказался от поддержки человека, который, по крайней мере, до недавнего времени, как ожидалось, должен был стать следующим палестинским президентом - Хусейна аль-Шейха.
За последние несколько лет Шейх приобрел репутацию одного из двух ключевых доверенных лиц Аббаса. В 2022 году Аббас назначил Шейха генеральным секретарем исполнительного комитета Организации освобождения Палестины (ООП) - второй по значимости пост в этой организации.
Эта роль добавилась к уже имеющимся у Шейха значительным обязанностям министра Главного управления по гражданским делам Палестинской автономии, который координирует с израильскими властями вопросы безопасности и гражданские вопросы на оккупированном Западном берегу. В результате он поддерживает тесные связи с представителями израильских служб безопасности и хорошие отношения с американскими дипломатами.
Несмотря на высокий авторитет в ПА, среди израильских и американских чиновников, Шейх не пользуется большой поддержкой палестинцев. По данным опроса, проведенного Палестинским центром политических и социологических исследований, если бы президентские выборы в ПА прошли в прошлом году, он получил бы всего три процента голосов.
Его репутацию подпортило и обвинение в сексуальных домогательствах к сотруднице в 2012 году. Недавно журнал Foreign Policy сообщил о том, что для того, чтобы добиться отзыва обвинения, Шейх заплатил 100 тысяч долларов.
Однако, по мнению экспертов, противоречия вокруг Шайха остаются незначительными по сравнению с поддержкой, которую он получает от израильских, американских и арабских кругов. Несмотря на все это, пока трудно определить окончательного преемника Аббаса из-за отсутствия единого и единодушного кандидата, который бы удовлетворил как региональных и международных игроков, так и палестинские группировки.
Именно поэтому Джамаль Хувейл, высокопоставленный член ФАТХ, тесно связанный с Баргути, считает, что находящийся в заключении лидер будет наиболее подходящей кандидатурой для объединения палестинцев.
Читайте также
"Широкая публика неизменно тянется к тем, кто несет бремя вместе с ней, а не к тем, кто диктует из роскошного пятизвездочного номера", - сказал Хувейл в интервью изданию Middle East Eye.
Он указал на "незапятнанный послужной список" Баргути, в котором нет обвинений в финансовых, административных или этических нарушениях.
Израиль пока не проявляет никаких признаков готовности к освобождению Баргути из тюрьмы, но окружение Баргути считает, что если в Палестинской автономии будут проведены выборы, это может привести к международному давлению на Израиль с целью его освобождения. Один из оперативников ФАТХа, поддерживающий Баргути, в беседе с "Хаарец" пояснил, что в отсутствие обмена пленными или крупной дипломатической инициативы, которая могла бы привести к освобождению высокопоставленных заключенных, это наиболее вероятный сценарий освобождения Баргути.
Среди других потенциальных преемников Аббаса - Маджед Фарадж, начальник палестинской разведки, Махмуд аль-Алул, высокопоставленный лидер ФАТХ, и Мохаммед Дахлан, бывший высокопоставленный лидер ФАТХ, проживающий в ОАЭ.
Между тем, выборы в Палестинской автономии не проводились с 2006 года, и есть опасения, что после смерти Аббаса не будет достигнуто соглашение о преемнике, и это приведет к хаосу на Западном берегу и росту влияния вооруженных группировок.