Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+25+18
Иерусалим
+24+14

Мнения

А
А

О религиозном двуличии

Это не вопросы Галахи, по которым существует широкий спектр мнений. Это нарушение базовых понятий ортодоксального иудаизма.

15.08.2023
Женщины из секты "Лев Тахор". Фото: с экрана компьютера

В последние недели мы являемся свидетелями серии событий, связанных с поведением формально религиозных людей, которые вызывают чувство стыда у любого адекватного религиозного человека. А у остальных - чувства омерзения и возмущения.

Я имею в виду столкновения возле монастыря Стелла Марис в Хайфе, возле арабской деревни Бурка и нападения ультраортодоксов на девушек в автобусах. И хотя на первый взгляд эти события никак не связаны между собой, у них есть общий знаменатель.

Вначале я хочу проанализировать каждое из них. Поскольку данный материал рассчитан на широкую публику, а не только религиозную, я не буду приводить источники, подтверждающие мое мнение.

В последнее время адепты секты печально известного Элиэзера Берланда вообразили, что на территории монастыря Стелла Марис в Хайфе покоится пророк Элиша. И решили, что им очень важно молиться на его могиле. Я десятки раз посещал могилы праведников в Галилее, но никогда не сталкивался с таким пониманием традиции.

Проблема заключается в том ,что речь идет о действующем монастыре. Между тем, Галаха категорически запрещает входить в действующие культовые здания христианства. Мудрецы постановили произносить специальные пожелания при виде подобных культовых сооружений и их служителей. Поэтому попытки проникнуть силой на территорию действующего монастыря нарушают прежде всего Галаху.

Кроме того, территория монастыря является частным владением и незаконное проникновение туда является и уголовным преступлением, и нарушением Галахи.

К сожалению, часть харедимного сообщества настолько проникнута ментальностью гетто, что не хочет или не может понять, как подобные межконфессиональные конфликты воспринимаются в христианском мире. И какой вред это может нанести, прежде всего, находящимся там еврейским общинам, а ведь эти конфликты уже широко освещаются в СМИ .Отмечу, что мейнстрим ортодоксальных раввинов категорически против подобного поведения.

А теперь о событиях возле деревни Бурка. Есть несколько противоречивых версий произошедшего там полторы недели тому. Меня сейчас интересует не уголовный, а галахический аспект произошедшего.

Вне зависимости от того, кто виноват, сам конфликт произошел после наступления Шаббата. Общеизвестно, что только лошадей выпасают в темное время суток, а другие стада возвращают домой к закату, самый простой пример дает нам Тора в описании встречи между праотцом Яаковом и Рахелью. Религиозные пастухи из форпоста Оз-Цион во время, когда разворачивались эти события, должны были бы сидеть за шаббатним столом, а не выпасать свои отары. Они нарушили запрет Торы на определенные виды работы в Шаббат. Кроме того, они создали ситуацию "пикуах нефеш", из за которой десяткам евреев пришлось выполнять те действия, которые они могли бы не совершать.

Я сам жил и служил на территориях свыше 10 лет. Я не сомневаюсь в важности заселения и развития Эрец Исраэль. Но выполнение этой заповеди не должно совершаться через нарушение законов Торы.

А теперь разберем случаи в автобусах. В этой ситуации имеются два момента, в которых следует разобраться: существует ли галахический запрет сидеть рядом с женщиной, одетой не по канонам Галахи, и имеют ли право ультраортодоксы устанавливать те или иные галахические нормы в общественных автобусных компаниях.

По своему опыту, как человек, который свыше трех десятков лет регулярно пользующийся общественным транспортом и бывает, в частности, во многих центрах компактного проживания харедим (Иерусалим, Бней Брак, Офаким), я ни разу не сталкивался с подобными ситуациями. Я не хочу сказать этим, что все последние случаи выдуманы или инсценированы, а лишь подчеркнуть, что харедимный мейнстрим так себя не ведет.

Несколько случаев произошло в Ашдоде, а большая часть харедимных жителей этого города относятся к гурским хасидам. Я предполагаю, что именно они и создавали конфликтные ситуации. Гурские хасиды известны своим "кодексом скромности", по сравнению с которым члены ИГИЛ - легкомысленные раздолбаи. А как известно, те, кто сильно устрожают в одном, по принципу сообщающихся сосудов, очень сильно облегчают в другом. В данном случае облегчение касается хилуль а-шем, нарушения заповеди о любви к ближнему, о запрете оскорбления ближнего и еще нескольких.

Среди галахических авторитетов существуют споры о том, можно ли сидеть рядом с нескромно одетой женщиной. Ультраортодоксы, хотят они этого или нет, сталкиваются с подобными ситуациями в любых общественных местах (больничные кассы, банки и.т.д). Избежать этого нельзя. Духовные авторитеты и в Израиле, и в диаспоре разрешают подобное соседство при условии, что мужчина не будет смотреть на женщину.

Даже те раввины, которые запрещают сидеть вместе, подразумевают, что если складывается такая ситуация, то мужчина должен встать и найти другое место, поскольку это его проблемы, а не проблемы женщины. Никто никогда не писал, что можно требовать от женщины пересесть. Тем более, в том случае, если она и так сидит на другом сидении.

Читайте также

Во всех случаях с автобусами речь шла об общественных транспортных компаниях, которые обслуживают все население и субсидируются из государственного бюджета. Поэтому и водителям, и пассажирам запрещено устанавливать там свои правила. При этом, если для той или иной группы харедим настолько невыносимо видеть нескромно одетых женщин, у них есть полное право воспользоваться частными компаниями по перевозкам. Арендовать их автобусы, платить столько, сколько те скажут, и устанавливать во время поездок свои порядки.

Во всех описанных выше ситуациях мы видим, что их участники сознательно предпочитают продвижение собственной идеологии в разрез с соблюдением общепринятых религиозных норм. Речь идет не просто об обычаях тех или иных общин, либо вопросах Галахи, по которым существует широкий спектр мнений. Это нарушение базовых понятий ортодоксального иудаизма.

В современном ультраортодоксальном и "хардальном" дискурсе принято называть оппонентов "реформистами" или "неореформистами", подразумевая, что их поведение противоречит Торе. Безусловно, существуют серьезные мировоззренческие разногласия между ортодоксальным и реформистским иудаизмом. Но как раз поведение части (подчеркиваю еще раз - части) харедимного сообщества, как и части "молодежи холмов", вызывает у меня вопрос, насколько они все еще остаются внутри ортодоксального иудаизма.

В отличии от того, к чему привык еврейский народ за 2000 лет изгнания, все, что я описал, проходит не в закрытых от посторонних глаз общинах, а в суверенном государстве с законодательной системой, которая в большинстве случаев не противоречит Галахе. Поэтому пришло время государству обратить на это внимание и выполнять свои прямые функции по поддержанию общественного порядка.

А нам, как обществу, несмотря на все естественное возмущение и отвращение к тому, что совершают некоторые представители ультраортодоксального мира, важно помнить, что они не являются его мейнстримом и, как говорят на иврите, "не выплескивать с водой и младенца".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке