Читайте также
Условием применения административного ареста, позволяющего задерживать человека и отправлять его за решетку без судебного постановления, является, согласно закону, чрезвычайная, экстремальная ситуация, угрожающая безопасности граждан. Когда арестованный представляет собой явную и доказанную угрозу безопасности государству или его гражданам. Использование административного ареста должно быть редким; каждый такой случай тщательно выверенным, поскольку в основе этого акта лежит грубое нарушение базовых гражданских прав.
В первую очередь права гражданина на судебное рассмотрение факта задержания его правоохранительными органами, прежде чем он будет отправлен за решетку. Административный арест позволяет нарушать требование закона об уликах; обсуждение этой меры происходит за закрытыми дверями; при подобном аресте не требуется неоспоримых доказательств вины задержанного и необходимости содержания его под стражей.
Однако гражданские права, если верить министру внутренней безопасности Ицхаку Ароновичу, который заявил на недавнем съезде журналистов в Эйлате: «Хватит уже с этим лицемерием, с этими правозащитными организациями», - не слишком интересуют политика, несущего ответственность за деятельность израильской полиции. В последний период Аронович и генеральный инспектор полиции Данино лоббируют серию законов, которые расширяют полномочия правоохранительных структур, включая право осуществлять административные аресты участников преступных группировок. Все это - на основе постановления о чрезвычайных мерах.
Хотя административный арест разрешен в Израиле еще в 70-х годы, до недавнего времени он применялся, в основном, на территориях. Там, на протяжении многих лет, он является неотъемлемой частью оккупационной практики. Эта практика, которая в прошлом применялась только против палестинцев, живущих на территориях, недавно начала применяться против нелегальных иммигрантов, претендующих на получение политического убежища, которые задерживались полицией на неопределенный срок. Теперь ее предлагают использовать и в отношении другой группы, представителей организованной преступности.
Против преступных группировок следует действовать со всей решительностью, никто не предлагает делать им поблажки. Но административный арест не является адекватной мерой в этой борьбе. Пренебрежение принципом верховенства закона гораздо более опасно, чем ущерб, который приносит обществу организованная преступность. И нарушение базовых юридических прав гражданина, даже если речь идет о самом ужасном преступнике, может стать началом повсеместного использования столь опасного инструмента, как административный арест.
Вместо того, чтобы добиться более эффективной работы и предотвращать преступления другими профессиональными средствами, израильская полиция вновь выбирает методику, которая наносит удар по гражданским правам (речь идет о недавнем отчете, свидетельствующем о резком увеличении подачи обвинительных заключений полицией в 2012 году).
Редакционная статья, «Гаарец»