Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+29+20
Иерусалим
+27+17

Мнения

А
А

Неореформисты в черных шляпах

В последние годы можно видеть, как меняется дискурс харедимного мейнстрима. Он становится более радикальным.

17.07.2023
Фото: Reuters

Вчера в Бней Браке произошло еще одно событие, подтверждающее, что в современном иудаизме существует два вида реформистов: первый - классический от Гайгера и дальше, а второй - современный развивающийся внутри харедимного общества.

Если кратко, то харедим отказались пользоваться рейсовым автобусом только потому, что за его рулем сидела женщина. Поскольку эти люди постоянно декларируют, что единственное, что их интересует - это Галаха, то давайте попробуем разобрать этот случай с галахической точки зрения.

Поскольку часть читателей не пользуются автобусами, а я, наоборот, постоянный клиент общественного транспорта, то, прежде всего, хочу объяснить, как устроен современный автобус в Израиле. В отличии от того, что было раньше, с появлением рав-кава (электронный проездной билет) и аппликаций, сегодня водитель вообще не занимается деньгами. В любом автобусе стоят, как минимум, две, а иногда и больше аппаратов (в зависимости от длины автобуса), которые используются для считывания информации с рав-кава. Кроме того, есть несколько мест с бар-кодом, для тех, кто предпочитает оплачивать проезд через аппликацию в смартфоне. Правда, для нашего случая это не актуально.

Кроме того, еще со времен короны водитель автобуса отделен от пассажиров пластиковой перегородкой. Помимо прочего эта перегородка предохраняет водителя от нападения пассажиров. В автобусе есть несколько видеокамер. Водитель не объявляет остановки, вместо него это делает автоматическая система, соединенная также и с одним-двумя экранами, на которых высвечивается название остановок, а иногда еще и расстояние до них. Согласно статистике и эмпирике - водителей женщин в общественном транспорте на порядки меньше чем мужчин. Все вышесказанное написано для того, чтобы лучше понимать фактическую ситуацию.

Итак, что с галахической точки зрения могло бы помешать харедим ехать в автобусе с женщиной водителем?

"Ихуд"- совместное пребывание мужчины и женщины (которые не близкие родственники) в закрытом пространстве? Но сам по себе автобус открыт - прозрачные стекла со всех 4-х сторон, в автобусе много людей (даже если нет давки, потому что тогда еще больше), водитель отделен от пассажиров перегородкой.

"Исур негия"- когда мужчина и женщина касаются друг друга вопреки запрету? Это опасение тоже не актуально, поскольку нет никакой необходимости и возможности водителю и пассажиру касаться друг друга, даже если водитель мужчина. Водитель-женщина в данной ситуации ничего не меняет.

Запрет женского пения - в данном случае это переводится как объявление остановок водителем женщиной. Я сейчас специально утрирую по двум причинам: во-первых, какой нездоровой фантазией нужно обладать, чтобы воспринимать объявление остановки, как пение, а, во-вторых, автоматическая система объявления остановок и так говорит женским голосом и никаких проблем с этим у харедим нет.

Нескромная одежда - все водители автобуса, вне зависимости от пола, обязаны носить форменные рубашки. Даже если теоретически представить, что некая водитель женщина будет в мини-юбке, то этого все равно пассажирам будет не видно. А при том, что происходит во время посадки и высадки - нет никакой возможности даже при всем желании обнаружить во что одет водитель ниже пояса, особенно если не заходить через переднюю дверь, а их в любом автобусе от двух до четырех.

Помимо всего вышесказанного есть еще один социологический момент. Я бываю в нескольких городах с преобладающим харедимным населением (Иерусалим, Офаким, Бней-Брак). Только в прошлую пятницу я был на улице, где вчера произошло это событие. И в отделении больничной кассы "Маккаби" Бней-Брака, и в отделении той же кассы в Иерусалиме в Биньян-Клаль, и в отделении больничной кассы "Клалит" в Офакиме, и еще в очень многих местах в харедимных и нехаредимных городах в больницах, банках, муниципалитетах и любой другой сфере услуг, харедим абсолютно нормально общаются с женщинами, когда это необходимо. При этом далеко не всегда все эти женщины одеты по всем галахическим канонам скромности.

К сожалению , это не первый случай нападения харедим Бней-Брака на женщин. Несколько месяцев тому назад было нападение на врача-гинеколога Инбар Кислев. Общеизвестно, что женщин гинекологов гораздо меньше, чем мужчин той же специализации. Многие харедимные женщины предпочитают обследоваться у гинеколога-женщины. Больничная касса пошла им навстречу и пригласила доктора Кислев, работающую в больнице "Шиба", работать еще и в Бней-Браке. За что на нее напали, непонятно до сих пор. Дело происходило 29.03.23, и она была в медицинской форме (закрытая рубашка и длинные брюки).

Все это можно было бы интерпретировать как некие единичные случаи хулиганства "если кто-то кое-где у нас порой…". Но если мы посмотрим на картину шире, то увидим, что помимо этих случаев, есть постоянная порча и сжигание строительной техники в районе улицы Бар-Илан в Иерусалиме (там прокладывают еще одну ветку трамвая). Добавим к этому еще многие случаи столкновений не только между харедим и светскими, но и так же внутри харедимного мира, когда нападают на тех, кто хоть как-то посмел отличаться от мейнстрима.

Помимо неких социально политических причин и демографии, на которые легко было бы все свалить - чувство вседозволенности, упоение силой, понимание что без харедимных партий невозможна нынешняя коалиция, и.т.д, я вижу еще одну проблему. Эта проблема касается мировоззрения современного харедимного мейнстрима. Объясню, что я имею в виду. Когда-то, лет 60 назад, был в Иерусалиме некий рав Блой, который очень не любил сионистов. С другой стороны, для него действительно было важно соблюдение шаббата. Он устраивал многочисленные акции протеста, иногда его били, иногда арестовывали, но все и светские, и религиозные воспринимали его, как некоего городского сумасшедшего.

В последние годы можно видеть, как меняется мировоззрение и дискурс именно харедимного мейнстрима, и в этом нет разницы между представителями литовского и хасидского направления. Он становится более радикальным. Людей гораздо меньше интересует Галаха, а больше - всякие устрожения, непонятно кем придуманные, и "даат-Тора" непонятно кем озвученная. Все это напоминает старый секторальный анекдот о том, что все галахические авторитеты равняются по сумасшедшей Фейге, которая бегает по Меа Шеарим и обзывает всех эпикойрусами.

Если мы вернемся к истории с автобусом, я уверяю вас, что не найдется ни один ортодоксальный раввин (неважно, к какому течению в еврейской ортодоксии он относится), который сможет показать цепочку галахических факторов через Мишну, Гемару, Рамбама, ранних и поздних галахических авторитетов и до наших дней, которая галахически обосновывала бы невозможность или запрет для харедим ехать в автобусе с водителем женщиной. А также галахическое основание того, что можно нападать на женщину врача. Если кто-то не согласен с данным моим утверждением, прошу привести источники, потому что галахическая база ортодоксального иудаизма, прежде всего доказательная.

Читайте также

И последнее, если харедим Бней-Брака так уж мешают женщины водители в общественном транспорте, у них есть альтернативный вариант - муниципалитет может создать муниципальную автобусную компанию, которая будет обслуживать Бней-Брак, либо заключить договор с какими-нибудь компаниями по перевозкам, которые будут оказывать услуги жителям города. В рамках этих договоров можно будет требовать от кампаний тех водителей, которые устраивают заказчика.

Но, как сегодня принято говорить, есть один нюанс: все израильские компании общественного транспорта щедро субсидируются государством. В случае использования обычной частной компании по перевозкам цена проезда будет совсем другая и я думаю никто не удивится тому, что она будет гораздо выше. Как говорится, любой каприз, за ваши деньги.

Но это лишь некое точечное решение более серьезной проблемы. Я бы определил ее, как сочетание радикального неореформизма с "хилуль ашем". А это очень плохо, не только для всего еврейского народа, но и для самого харедимного сектора. Прежде всего , как я уже написал, из-за "хилуль ашем", но и из за того, что эффект маятника еще никто не отменял.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке