Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+24+20
Иерусалим
+23+14

Мнения

А
А

Убийство солдат выявило сложные отношения Израиля и Египта

Официальный Каир пытался затушевать кровавое нападение, но египетская улица прославляла убийцу. Для египтянина Израиль и друг, и враг.

15.06.2023
Источник:Новости недели
Лия Бен-Нун, Ицхак Илуз и Охад Дахан. Фото: из личных альбомов

22-летний Мухаммед Салах Ибрагим из Каира ненавидел Израиль, хотя никогда не встречал израильтян. Он отождествлял себя с палестинской борьбой "за освобождение", за что и провозглашен арабским национальным героем. Однако не стоит сбрасывать со счетов и другие факты, обнаружившиеся при расследовании совершенного им теракта.

Как выясняется, парень испытывал трудности со службой, переживал психологический кризис и, вероятно, хотел покончить с собой. Но вместо того, чтобы броситься под поезд или с крыши высотного здания, он выбрал путь шахида. Используя близость к границе и оружие, данное ему по долгу службы, Мухаммед решил совершить "героическое" самоубийство.

Почему я так считаю? Да потому, что после убийства Лии Бен-Нун и Ури Илуза Мухаммед мог бежать в Египет, но нет! Он несколько часов терпеливо дожидался второго этапа своей "миссии". Ждал, когда на место прибудет подразделение израильской армии и убьет его. К сожалению, перед смертью он успел открыть огонь и убил еще одного нашего солдата - Охада Даана. Что ж, свою задачу он выполнил в полной мере: покончил с собой и унес жизни трех врагов-израильтян.

Египетские журналисты посетили дом Ибрагима в каирском квартале Эйн-Шамс и вернулись с находками, подчеркивающими банальность убийства. Обычный парень, настолько обычный, насколько может быть таковым убийца. Вот они, этапы "большого пути": в детстве Мухаммед потерял отца, погибшего в автокатастрофе; в свое время бросил школу и пошел работать, чтобы помогать семье; позже впал в депрессию и пошел убивать. В чем виноваты перед ним наши солдаты? Разумеется, ни в чем. Разве что оказались на линии огня придурковатого парня, никогда не задумывавшегося о смысле жизни.

Сотрудник каирского сайта Arabi Post собрал соседей - друзей Мухаммеда. И что они рассказали о нем? "Он любил рисовать, курить и слушать музыку, - сообщил один. - Он не салафит и не член "Братьев-мусульман". Он верил в Бога, как и все мы. У него не было террористических наклонностей". Второй добавил: "Они сказали, что он ненавидел Израиль. А есть ли кто-нибудь, кто любит Израиль? Все ненавидят Израиль".

Несомненно, эта фраза режет нам слух, но мы должны воспринимать реальность такой, какая есть. Всякий раз она врывается в наши дома и бьет по лицу. Вражда не ослабевает с годами. Простой египтянин не любит Израиль. Так же, как рядовой израильтянин не любит палестинцев. По многим историческим причинам. Хотя Израиль и Египет давно заключили мирный договор, и за минувшие 45 лет между нами не произошло ни одного военного столкновения, подлинного мира достичь так и не удалось. Мир существует, но мирных отношений как не было, так и нет. Для израильтянина Египет остается и другом, и врагом. Как такое может быть?

Вы когда-нибудь слышали от израильского политика фразу типа: "Поезжайте в Египет, это очаровательная страна, и, несмотря на все трудности и кровавое прошлое, нам есть чему у нее поучиться"? Или чтобы египетский лидер сказал своему народу: "Хватит ненависти и войн, давайте попробуем построить с евреями что-то более позитивное"? А ведь и в Каире, и в Иерусалиме на протяжении десятков лет, исключая непродолжительные моменты, действовало крепкое стабильное руководство. И у него было достаточно времени, чтобы заявить нечто подобное. Но нет!

Да, многие израильтяне едут отдыхать на Синай, но Синай нельзя считать адекватным представлением Египта. Вы не можете сказать, что были в Египте, если не побывали в Каире. Те, кто ездил в египетскую столицу, очень хорошо знают, как отношение к израильтянам может сбить с толку. Я был удивлен тем, как тепло нас встречали повсюду - в Каире, Александрии, Луксоре. Но стоило порыться в местных газетах, как я обнаруживал жгучую вражду к Израилю и израильтянам. Не это ли одна из причин того, что однажды египетский солдат убивает израильских военнослужащих?

Вы удивлены? Многие египтяне тоже. Вы только подумайте, какие силы действуют на них. С одной стороны, прошлое, исполненное войн и крови. С другой стороны, мирное соглашение, которое египетский режим обосновывает стратегическим выбором. Данная формулировка предназначена как раз для того, чтобы продемонстрировать: соглашение играет на руку, прежде всего, Египту и соответствует его интересам. Правда, за последнее десятилетие, с приходом к власти президента Ас-Сиси, уровень негативного освещения Израиля в прессе значительно снизился, но это не тот отрезок времени, который может кардинально изменить антиизраильский нарратив.

Мирный договор? Однако по сей день простой египтянин, вступивший в контакт с израильтянином - будь то в Каире, на Синае, или даже в Тель-Авиве, - непременно подвергнется тщательному допросу. Да-да, обычный дружеский контакт тотчас вызывает подозрение властей. Они опасаются, что мы, израильтяне, завербуем в Египте агентов. Результат один: гражданин испытывает страх и заранее избегает любого приближения к израильтянам.

Режим держит контакты с Израилем под полным контролем. Но в то же время в силовых структурах, вдали от посторонних глаз, все разрешено. Верхушка египетской армии и разведывательных служб достаточно активно сотрудничает с аналогичными структурами Израиля по самым актуальным проблемам национальной безопасности. Более или менее грамотный египтянин не знаком с этими деталями, но он умеет читать между строк, слухи доходят до него, и он, подвергаясь воздействию нефильтрованной информации в социальных сетях, обнаруживает сложную картину. Его режим, не позволяющий контактировать с израильтянами, сам заигрывает с израильской элитой. Что обыватель должен чувствовать при этом?

А ведь мы еще не затронули палестинский вопрос. Израиль, по мнению всех арабов, и египтяне здесь не исключение, контролирует другой арабский народ. Этот контроль имеет цену, и самую высокую - кровь. Есть и другая сторона медали - визуальная, которая освещается мировыми и арабскими СМИ и выглядит скверно: снос домов, случайно убитые дети, верующие, следующие на молитву в мечеть Аль-Акса под приглядом израильских полицейских, насильственные действия со стороны поселенцев... Представьте себе чувства среднего египтянина. С одной стороны, правительство, говорящее двумя голосами, с другой - постоянная "работа" СМИ, выставляющая Израиль врагом всех арабов, с третьей - шепотки, раскрывающие ему, что в целом израильтянин совсем неплохой человек, проявляющий искренний интерес к прошлому и культуре...

Читайте также

Теперь, после всего вышесказанного, что вы сами думаете: друг нам Египет или враг? Этот вопрос стал одним из признаков нынешней эпохи. В недавнем прошлом соотношение сил в регионе было достаточно четким. Израиль очень хорошо знал, кто его враги и кто друзья. Даже для арабов распределение блоков было совершенно четким, окрашенным в черно-белые цвета. Но с тех пор маятник переместился, блоки раскололись, и реальность окрасилась в разные оттенки.

В таком же духе можно получить и ответ на вопрос, какими видят нас египтяне. Встречаются среди них те, кто видит в нас только врагов, но я знаю многих, которые думают, что мы - настоящие друзья. Что же до нас, то мы можем видеть в этой самой крупной арабской стране врага, ведь она и сама не возражает против того, чтобы ее считали таковой. И в то же время нам разрешено относиться к ней как к другу, поскольку она работает и в этом направлении. Так что выбор остается за каждой из сторон.

Источник: Маарив

Перевод: Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке