Белый дом больше не будет удерживать своих европейских союзников от поставок Украине истребителей F-16 американского производства, что должно значительно повысить военный потенциал Украины, не увеличивая при этом риск неприемлемой эскалации конфликта с Россией.
Об этом шаге было объявлено после дипломатического блица президента Украины Владимира Зеленского перед саммитом "Большой семерки" (G7) в Хиросиме.
Почему руководство Украины вновь и вновь возвращается именно к американским F-16? В конце концов, европейские вооруженные силы также оснащены сотнями истребителей поколения 4.5, разработанных и изготовленных в Европе. Как вообще возникла эта классификация?
Как пишет The New York Times, эпоха реактивных истребителей описывается в поколениях, которые представляют собой категории самолетов, определяемые их возможностями. Существуют некоторые разногласия по поводу того, как классифицировать различные самолеты, но в целом первые три поколения начиная с момента появления реактивных истребителей и до середины холодной войны полностью устарели и не являются частью дискуссии. Самолеты четвертого поколения, такие как ранние модели F-15 и F-16 и российские МИГ-29 и Су-27, были лучшими самолетами времен холодной войны и до сих пор состоят на вооружении большинства современных вооруженных сил, включая российские и украинские.
Вершина современных истребительных технологий - стелс-истребители пятого поколения, к которым относятся американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II и российские Су-57. Поколение 4.5 находится между четвертым и пятым: эти истребители не стелсы, но имеют значительно более совершенную авионику по сравнению с истребителями четвертого поколения, и на них может быть установлено более современное вооружение.
F-16 относятся к поколению 4.5, как и модернизированные модели американских F-15 и F-18, а также Eurofighter Typhoon, шведский Saab JAS-39 Gripen и французский Dassault Rafale. Важно отметить, что в список также входят российские Су-30, Су-34 и Су-35. У России сотни истребителей поколения 4.5. У Украины же их нет - есть лишь несколько десятков истребителей четвертого поколения советской эпохи.
И в этом проблема. Одолеть истребитель новейшего поколения на более старом возможно только в кино. По словам украинского министра обороны Алексея Резникова, российский Су-35 может поражать цели на дальности, более чем в пять раз превышающей дальность украинского МиГ-29. Более того, такие истребители могут нести гораздо больший массив современных ракет, чем старые истребители Украины. Это означает, что украинские самолеты ограничены в возможности обеспечить противовоздушную оборону внутри страны и не могут создать превосходство в воздухе.
Поставленные Западом ракеты класса "земля-воздух" (в первую очередь американские ракеты Patriot) могут быть удивительно эффективны даже против российских гиперзвуковых ракет, но в лучшем случае защитят только ограниченные территории Украины. Обширные районы фронта и большая часть гражданского населения и гражданской инфраструктуры остаются уязвимыми для российских воздушных атак.
F-16 могут летать вдоль и поперек Украины, обеспечивая усиленную противовоздушную оборону; у них гораздо больше возможностей для нанесения ударов по российским войскам непосредственно на фронте и за его пределами.
Украинские официальные лица подчеркивают: Россия успешно противостоит ракетам, выпущенным американской системой HIMARS (вот как иногда развивается война: тактика или технология работают до тех пор, пока противник не разработает ответные меры, и в этот момент требуются очередные нововведения.) Более продвинутые истребители также смогут поражать российские самолеты, используемые для планирующих бомбардировок, - они бомбят Украину с позиций за пределами досягаемости большинства украинских зенитных ракет.
Так почему Украина настаивает на F-16 американского производства, а не истребителях поколения 4.5 европейской разработки? Считается, что поставка из европейских запасов может ослабить боевую мощь Европы.
На самом деле тысячи F-16 не только находятся на вооружении американских и союзных вооруженных сил - многие из этих самолетов уже заменяют более новыми и совершенными. Таким образом, они многочисленны и доступны Украине без ухудшения возможностей НАТО.
При этом такие поставки вряд ли увеличат вероятность эскалации. F-16, особенно в том скромном количестве, о котором идет речь, не представляют существенной угрозы для самой России. Они могут помешать лишь российскому вторжению. Это не настоящий самолет глубокого удара, как бомбардировщик B-1 Lancer или даже F-15E Strike Eagle. Это оружие, которое Украина может развернуть для обороны и которое способно нанести удар относительно близко за линией фронта. Это именно то, что нужно Украине.
Администрация президента Джо Байдена по-прежнему разрешает Украине получать только F-16, принадлежащие европейским союзникам, а не самолеты на вооружении США. Но разрешить Украине любые F-16 - это решение, которое принимается при переходе от долгосрочной стратегии простого сохранения Украины к стратегии изгнания России из оккупированной Украины и, что особенно важно, сдерживания возобновления российской агрессии после этой войны.
Читайте также
Пожалуй, лучший короткий аргумент в поддержку решения администрации Байдена привел бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк. Он попросил автора The New York Times Дэвида Френча выяснить "у генерала НАТО, как выиграть эту войну без авиации".
Предоставление Украине самых современных истребителей - признак того, что администрация Байдена готова перевернуть страницу и помочь Украине. Сначала - избежать поражения, а уже потом - добиваться победы и поддерживать мир, который скорее бы уже наступил.