Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Премьер‑министры книги

Бен‑Гурион выступал против того, чтобы в стране появилось телевидение. "Евреи должны по‑прежнему читать книги", — говаривал он.

Теви Трой
02.05.2023
Источник:Лехаим
Давид Бен-Гурион в своем доме в Сде-Бокер, май 1968 года. Фото: GPO / Fritz Cohen

Биби Нетаниягу в третий раз занимает пост премьер‑министра Израиля: на сегодняшний день он, бесспорно, один из самых важных и влиятельных израильских политиков — наряду с премьер‑министром Давидом Бен‑Гурионом, основателем Израиля, и первым премьер-министром Израиля от партии "Ликуд" Менахемом Бегином. 40% израильтян в возрасте от 16 до 65 лет читают минимум одну книгу в неделю; может, и не случайно, что трем политикам, оказавшим огромное влияние на формирование современного Государства Израиль, свойственна любовь к чтению, граничащая с одержимостью.

Первый и, пожалуй, самый неординарный читатель — Бен‑Гурион. В его библиотеке имелись книги на множестве языков, он обожал читать в оригинале. Еще в 1922 году собрание Бен‑Гуриона насчитывало 775 книг на английском, немецком, иврите, французском, арабском, латыни, русском, турецком и греческом. Чтобы читать Спинозу по‑испански, Бен‑Гурион вместе с другом, пятым президентом Израиля Ицхаком Навоном начал учить испанский. Это, по всей видимости, так им понравилось, что они прочли по‑испански и "Дон Кихота" Сервантеса.

Читать книги в оригинале Бен‑Гурион любил не только по‑испански. Вместе с Навоном они также прочли "Море невухим" ("Путеводитель растерянных"): Маймонид написал этот труд по‑арабски ивритскими буквами. Читать ивритские буквы Бен‑Гуриону не составляло труда: он с 13 лет, еще в Польше, посещал сионистский клуб изучения иврита. А вот над арабскими словами пришлось потрудиться.

В первые годы Государства Израиль Бен‑Гурион выступал против того, чтобы в стране появилось телевидение. "Евреи должны по‑прежнему читать книги", — говаривал он. К счастью для поклонников "Фауды" и прочих популярных израильских телесериалов, Бен‑Гуриону не удалось настоять на своем.

В конце концов объем библиотеки Бен‑Гуриона составил 18 тыс. томов. И хотя он слыл человеком экономным, тем не менее любил покупать книги с доставкой в Израиль, что в первые годы существования государства обходилось недешево. Особое пристрастие он питал к сочинениям древних греков: говорят, что "Историю" Фукидида он прочел 16 раз. С греческим словарем прочел книгу Бытия из Септуагинты .

Фото: Getty Images / Keystone

В 2009 году профессор права Орли Лобель, обозрев библиотеку в тель‑авивской квартире Бен‑Гуриона, заключила, что "в эпоху до интернета, до телевидения, в эпоху низких технологий Бен‑Гурион перечитал все — на иврите, английском, испанском. Платона, Канта, Милля, Ганди, биологию и еврейских мыслителей, экономику и поэзию, журналы по физике и философии. Всю стену посередине занимали книги по буддизму, йоге и дзену".

Так же сильно, как любил книги, Бен‑Гурион ненавидел израильского политика‑ревизиониста Менахема Бегина. Бен‑Гурион до такой степени презирал Бегина, что даже имени его не произносил, в кнессете называл его "тот господин, что сидит справа от [Йоханана] Бадера". Очень жаль, что Бен‑Гурион терпеть не мог Бегина, ведь тот разделял его любовь к чтению. По словам Иеуды Авнера, Бегин обожал читать. Бегин признавался Авнеру: "Больше всего я люблю историю и биографии политиков, их я обычно читаю по‑английски". Биограф Бегина Ави Шилон писал, что в юности, в Польше, Бегин — в очках с толстыми стеклами — почти все время читал книги. Герой и наставник Бегина Зеэв Жаботинский тоже имел склонность к литературе: он прославился как искусный переводчик "Ворона" Эдгара По, отрывков из "Ада" Данте, а также автор романов "Самсон Назорей" и "Пятеро". Биограф Бегина Дэниел Гордис заметил: "Невозможно понять Бегина, не поняв Жаботинского". (Знаменитая "Альталена", судно, которое доставило оружие военной организации Бегина "Иргун" и было уничтожено по приказу Бен‑Гуриона, получило название по итальянскому псевдониму Жаботинского в ту пору, когда он еще был писателем.)

Перед саммитом в Кэмп‑Дэвиде Бегин прочел биографию президента Египта Анвара Садата. Менахем Бегин и Анвар Садат, Хайфа, 1979 год. Фото: GPO / Moshe Milner

Читательские интересы Бегина были у́же, чем Жаботинского или Бен‑Гуриона, и ограничивались преимущественно историей и биографиями. Философия, поэзия, романы и книги по искусству не входили в его читательский рацион. Впрочем, он в огромных количествах поглощал новости. По словам Гордиса, Бегин обычно прочитывал "все основные израильские газеты, а также газеты Times of London, Le Monde, журналы TIME и Newsweek". Его подход к чтению отличала практичность. Перед саммитом в Кэмп‑Дэвиде Бегин прочел биографию президента Египта Анвара Садата. Впоследствии он прочел автобиографию вдовы Садата, Джехан Садат, а также книги американских журналистов Боба Вудворда и Уильяма Сафира .

Нетаниягу, как и Бегин, ревизионист и, как Бегин и Бен‑Гурион, любит книги. Читать Биби любил с детства. Они с братом Йони читали запоем. Биби носил с собой блокнот, куда выписывал незнакомые слова, чтобы потом посмотреть их в словаре. Йони перенял эту его привычку.

Йони тоже влиял на Биби: именно он порекомендовал ему "Источник" Айн Рэнд, этот роман стал любимой книгой Биби. Он описывал свое отношение к чтению так: "В детстве я много читал, в юности читал еще больше, а когда стал взрослым — и того больше". Вот как биограф Биби Бен Каспит писал о читательских пристрастиях Нетаниягу в зрелые годы: "Все это время Биби читал все биографии и книги по истории, какие только попадались под руку, а заодно перечитал массу важных современных статей по политике и экономике".

Больше всего Биби любил читать книги по американской истории, и этот интерес не иссяк по сей день. Как и Бегин, он читает в основном по‑английски. Но широтой интересов больше похож на Бен‑Гуриона. Как пишет Ронит Варди, "Нетаниягу прекрасно начитан по целому ряду предметов (искусство, история, бизнес), обожает цитировать (как правило, без ошибок) фрагменты прочитанных книг, любит подкреплять собственное мнение высказываниями исторических деятелей".

Еще Биби высоко ценит Уинстона Черчилля. Каспит полагает, что Биби считает себя современным Черчиллем, "человеком, который не плывет по течению, не боится говорить, что думает, сознает, какие опасности угрожают его народу, и объявляет им войну, даже если многие против". Каспит также утверждает — возможно, ошибочно, — будто бы "Биби прочел все труды Черчилля и все книги о нем". Учитывая, что Черчиллем и о Черчилле было написано около 80 млн слов, вряд ли такое возможно. Как бы там ни было, это утверждение Каспита свидетельствует о том, до какой степени Биби одержим Черчиллем.

Биби, как и Черчилль, сочетает интеллектуальные интересы с карьерой политика. Причем множеством способов. Прочитав книгу Майкла Маковски о Черчилле и сионизме "Земля обетованная Черчилля" (Churchill's Promised Land), Биби пригласил Маковски на беседу, и продлилась она целый час. Михаэль Орен, историк, при Биби бывший послом Израиля в США, уверен: этот пост он получил потому, что Биби прочел его книгу. По словам Орена, "оказалось, Нетаниягу читал мою книгу "Власть, вера и фантазия" (Power, Faith and Fantasy), и мои познания в американской истории на Ближнем Востоке произвели на него впечатление. Понимание прошлого он считал ключом к пониманию настоящего. Пожалуй, в этом заключается главная причина того, что меня вообще пригласили на собеседование".

Первую книгу Биби, "Как Западу победить терроризм", Рональд Рейган прочел на борту президентского самолета. Биби постоянно дарит книги политикам, дабы донести до каждого из них определенную мысль. Папе Римскому Франциску он подарил книгу по истории испанской инквизиции. Общеизвестно, что Биби тщательно выбирает такие подарки, но порой все же они могут и задеть. Так, Бараку Обаме он подарил прижизненное издание — в идеальном состоянии — "Простаков за границей" Марка Твена: чем не намек на неопытность Обамы в политике. В другой раз Биби подарил Обаме книгу Эстер, напомнив тем самым, что и до появления современной иранской ядерной программы персы не раз пытались уничтожить евреев.

Привычка Биби дарить книги не осталась незамеченной, и ему стараются отвечать тем же. В 2016 году во время визита в Пекин ему вручили китайский перевод книги Маймонида "Яд а‑Хазака" ("Могучая длань"). Книга была на наночипе, Биби это понравилось.

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу на совещании в своем кабинете, 2011 год. Фото: GPO / Amos Ben Gershom

Эту любовь к чтению длиной в жизнь Биби использовал и чтобы завоевать симпатию публики. В 2015 году, получая в Американском институте предпринимательства премию имени Ирвинга Кристола, он сообщил собравшимся, что читал работы Ирвинга Кристола и высоко оценил тот факт, что в них "политкорректность выбросили за борт": эта фраза вызвала бурное одобрение слушателей. Еще Биби сообщил, что читал труды жены Кристола, историка Гертруды Химмельфарб, равно как и Джин Киркпатрик, бывшей представительницы США в ООН и Американском институте предпринимательства.

Биби по сей день читает очень много. Бывший американский посол в Израиле Дэвид Фридман в недавно опубликованной книге "Молот" (Sledgehammer) вспоминает: даже если Биби удавалось выкроить минуту‑другую, например во время полета на вертолете, "вместо того, чтобы подремать или посмотреть в окно, он читал до самого приземления: у его помощников всегда была при себе очередная пухлая документальная книга по истории".

В новом подкасте‑интервью с Дэном Синэром "Перезвоните мне" Биби рассказал, как его воспитывал отец, профессор Бенцион Нетаниягу. Жить с профессором Нетаниягу было все равно что "родиться и вырасти в библиотеке". Биби добавил, что читал взахлеб, особенно то, что назвал "моими учебниками, книгами по истории". Еще Биби вспомнил, как однажды в разговоре спросил отца, какое самое важное качество должно быть у лидера, и профессор Нетаниягу ответил: "Одно слово: образование, глубокое и всестороннее образование".

Так чему же нас учит любовь к чтению самых влиятельных израильских премьер‑министров? Во‑первых, понятно, что далеко не все премьер‑министры Израиля любили читать. Голда Меир и Ицхак Рабин, к примеру, не отличались любовью к чтению. Как и Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт.

Во‑вторых, интересно отметить, что все три главных любителя чтения, Бен‑Гурион, Бегин и Нетаниягу, с людьми сходились явно с трудом. О Бен‑Гурионе Том Сегев писал: "Возможно, книги заменяли ему друзей, которых у него не было". Бегин был особенно близок с женой Ализой и после ее кончины вел почти затворнический образ жизни. А привычка Биби отталкивать друзей и протеже едва ли не вошла в пословицу. Бывшие коллеги, которых Биби отвадил, проникаются к нему какой‑то нездоровой ненавистью, зачастую до такой степени, что из‑за сильной неприязни к бывшему наставнику принимают ошибочные политические решения.

Читайте также

Столь прилежное чтение книг также показывает, что каждый из этих троих глубоко и напряженно размышлял об истории еврейского народа. Биби любит читать биографии лидеров сионизма, в том числе Бен‑Гуриона, несмотря на то, что с точки зрения политики и идеологии их взгляды во многом расходятся. Кроме того, несмотря на то, что взгляды у всех троих разные — у Бен‑Гуриона левые, у Бегина и Биби правые, — каждый проявил себя как прагматик, доказал умение приспосабливаться к различным политическим и геополитическим обстоятельствам. Как знать, может, им помогло чтение.

Огромное преимущество чтения в том, что оно позволяет узнать прошлое и сравнить его с настоящим. И теперь, в третий раз занимая пост премьера, Биби, возможно, усвоит новые и важные уроки из истории лидеров прошлого: многие из них, включая Бегина и Бен‑Гуриона, оставались в политике даже по истечении полномочий. Главный урок истории, который Биби следует иметь в виду, заключается в том, что уходить в отставку лучше на пике карьеры.

Источник: Tablet

Перевод: Юлия Полещук

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке