Публикации комментариев международных банков по поводу судебной реформы, конфликт между председателем финансовой комиссии Кнессета Моше Гафни и председателем Банка Израиля Амиром Яроном, решения и обещания правительства, которые должны были стать основными экономическими новостями минувшей недели, отодвинула на второй план трагедия в Турции и Сирии.
Серия землетрясений, унесших десятки тысяч жизней и сотни тысяч оставившее без крова в самые холодные месяцы, напомнила израильтянам, израильским СМИ и израильским политикам о том, что Израиль также находится в сейсмоопасном регионе, в котором в среднем раз в 100 лет происходит разрушительное землетрясение. Последнее такое землетрясение произошло в 1927 году.
Согласно отчету государственного контролера от 2022 года, в Израиле около 600 тысяч квартир в зданиях более двух этажей, построенных до середины 1980-х годов, когда в стране начали внедряться стандарты сейсмоустойчивого строительства. Из них, по оценке министерства строительства, 36758 квартир в 1871 здании находятся в группе максимального риска. Большинство этих зданий находятся на периферии - в Бейт-Шеане, Кирьят-Шмоне, Цфате, Араде, Эйлате - городах, находящихся в непосредственной близости от Сирийско-Африканского разлома. Инициированная государством в 2005 году программа укрепления зданий от землетрясений ТАМА-38, позволившая укрепить определенную часть старых зданий в центральных районах страны, на периферии оказалась нерентабельной, как и проекты расселения и застройки, а проекты укрепления зданий за государственный счет в период с 2014 по 2020 год позволили укрепить всего 2882 квартиры в 133 зданиях.
В 2022 году правительство приняло решение начать субсидировать проекты расселения и застройки на периферии, однако в первый тендер в четырех городах были включены в общей сложности лишь 446 квартир, а согласование, утверждение и реализация такого проекта занимает от пяти лет и более.
Еще один важный момент - страхование зданий на случай землетрясения. Страховка квартиры, даже у тех, у кого она есть, практически никогда не включает в себя составляющую стоимости земельного участка, а общие территории (лестничные пролеты, подземные паркинги, лифты и т.д.) на случай землетрясения застрахованы только в 1% жилых зданий. Это значит, что компания выплатит жильцам стоимость строительства нетто, без учета разбора завалов, проектирования и периода, который надо будет где-то жить, пока дом будет отстраиваться.
В марте 2022 года директор управления рынка страхования Моше Барекет выдвигал идею обязательного страхования недвижимости, как это делается с автомобилями, однако существенной поддержки эта инициатива не получила.
В Фонде налога на покупку недвижимости, из которого берутся компенсации ущерба имуществу в результате военных действий, на данный момент около 18 миллиардов шекелей. Этот же фонд должен компенсировать и ущерб от землетрясения, только вот оценки ущерба от мощного землетрясения составляют около 90 миллиардов шекелей. Между тем, пока что средства фонда используется в том числе и для борьбы с дороговизной жизни. И еще один интересный момент про страховки - школьная страховка, страхующая школьников практически от всего, не действует в случае землетрясения.
Читайте также
Когда случится землетрясение - не знает никто, оно может быть завтра, а может быть через десятки лет, но исходить надо из того, что времени для минимизации ущерба осталось мало. Укрепление всех домов, построенных до 1980 года, обошлось бы государству приблизительно в 60 миллиардов шекелей, что, разумеется, нереально. Специалисты минстроя просят выделить около 3 миллиардов, чтобы ускорить дотирование проектов расселения и застройки в наиболее проблемных зонах. Такую сумму государство выделить способно, хотя пока при формировании бюджета на 2023-2024 годы никаких упоминаний данной темы не было. Но и выделения средств будет недостаточно без ускорения процессов утверждения и реализации таких проектов. Поэтому параллельно правительство и Кнессет должны продолжать принимать меры по облегчению бюрократии и ускорению необходимых процедур.
Среди других событий недели хочу выделить решение министра финансов Бецалеля Смотрича продлить временный указ об отмене и сокращении пошлин на десятки видов продукции, включая продукты питания, предметы гигиены, двигатели, мебель и т.д., и указ о продлении налоговой льготы жителям Акко, Тверии, Сахнина. Кроме того, на следующей неделе истекает срок указа, позволяющего матерям-одиночкам, получающим алименты от Ведомства национального страхования, получать также пособие по безработице, не лишаясь при этом алиментов. Первый указ был принят предшественником Смотрича Авигдором Либерманом, остальные два - еще Исраэлем Кацем в качестве министра финансов в правительстве Биньямина Нетаниягу и Бени Ганца. Не в качестве критики Смотрича, но чтобы констатировать ситуацию, нельзя не отметить, что большая часть внешней деятельности министерства финансов на данный момент сводится к продлению действия истекающих указов или же их непродлению с обещанием улучшить ситуацию, когда будет принят государственный бюджет.
На основании указов принимаются важные реформы стоимостью сотни миллионов шекелей (такой была реформа тарифов общественного транспорта Мейрав Михаэли, согласованная с минфином, и такую, на 750 миллионов шекелей, представила без согласования с минфином). И что не менее важно, нередко решения о продлении указов принимаются без реального обсуждения, в последний момент, под давлением, без оценки их эффективности, как это было с указом о дополнительном снижении акциза на бензин.
Пять кругов выборов за три года, в которые также уложилась пандемия, превратили временные указы из средства проверки эффективности отдельных шагов в основной инструмент управления, существенно ослабляющий позиции Кнессета.