Люди разучились читать буковки. Но и автор виновата: надо разъяснять.
Кейс Мадуро имеет несколько составляющих, а отношение к ним наблюдателей во многом зависит от экзогенных факторов.
1. Для граждан США, для которых страдания венесуэльцев под диктатурой Мадуро (восемь миллионов бежали из страны) вторичны - и это нормально, - скорее обеспокоены очередным авторитарным решением Трампа, который в очередной раз обошел Конгресс и использовал в своей риторике доктрину Монро XIX века. Не говоря уже о том, что операция в Каракасе делается на деньги налогоплательщиков. Аргумент, что венесуэльская нефть покроет расходы, несостоятелен: на восстановление венесуэльской нефтянки уйдут годы.
2. Для людей, которые жили под диктатурой, чьих друзей отправили в лагеря, а некоторых убили или медленно убивают, и которые вынужденно стали политическими изгнанниками (как автор этих строк), лишенными средств, собственности и Родины, арест Мадуро - это свидетельство того, что не все диктаторы умирают в своей постели: некоторые несут наказание, что свет в конце туннеля может засветить и для них.
3. Ну а кроме того, это пощечина Путину. Режим Мадуро не выжил бы сам по себе, если бы не поддержка кубинского КГБ и кубинских военных (которые, например, занимались распределением продовольствия), а также деятельная помощь РФ и Китая - см. Anne Applebaum, Autocracy, Inc., Ch. 2 & Ch. 5.
4. Для многих кейс Мадуро - это нарушение международного права. Я полагаю, что даже хуже: мир вернулся в тридцатые годы XX века, во времена импотентной Лиги наций (как сейчас ООН) и торжества кровавых диктатур Сталина, Гитлера, Муссолини.
Но: о каком международном праве можно говорить после четырех (почти) лет войны на востоке Европы?
Как заметил писатель, в прошлом колумнист NT Виктор Шендерович, "этот громкий плач о потерянной девственности происходит, надо заметить, посреди борделя: никакого международного права на планете давно нет".
Каждый день Путин бомбит украинские города. Каждый день убивает детей. Последний по времени - в Харькове: убиты трехлетний Максим и его 28-летняя мама. Кто-то написал в X: "...Мальчишке, которого достали из-под завалов в Харькове, было три годика, он родился во время войны, жил во время войны всю свою короткую жизнь, и русские сегодня убили его "Искандером"... Будьте вы прокляты..."
И все это происходит на глазах и, простите, при попустительстве западного мира и апологетов международного права. Где это право? Какими иллюзиями вы живете, если не видите то, что происходит на той стороне пруда, как именует Атлантический океан президент США?
5. Риски - колоссальные. Чем обернется ситуация в Венесуэле, не очевидно. На памяти Ирак, Ливия, Ливан. Смена режима там усилиями внешних акторов привела ко многим тысячам и десяткам тысяч жертв. Правда, в отличие от этих стран, в Венесуэле нет религиозного раскола, как в Ираке и в Ливане, нет сильных внешних игроков, как были Сирия и Иран - в Ливане, и есть, в отличие от Ирака и Ливии, опыт демократического правления (17 лет Венесуэльской патриархии до Чавеса) и честных выборов (даже при раннем Чавесе). Наконец, в Венесуэле есть, хотя бы в каркасе, демократические институты, чего не было в Ираке, не говоря уже о Ливии.
6. Означает ли кейс Мадуро, что завтра Китай захватит Тайвань, а Путин попытается арестовать Зеленского или нападет на Латвию? А что, до ареста Мадуро этих угроз не было? В феврале 2022 года сотни агентов Путина рыскали по Киеву и окрестностям в поисках президента Украины, чтобы убить его или вывезти в Россию, а на его место посадить Януковича или Медведчука.
Возможно, вы не заметили, но might over right - уже, как минимум, четыре года реальность Европы.
В этом смысле операция в Каракасе мало что меняет. Но Путин в очередной раз вспомнил, чем кончил Каддафи.
7. Западным демократиям надо было проснуться еще 24 февраля 2022 года. Впрочем, читая сегодня тексты The New York Times, в которых Мадуро по-прежнему именуют президентом, хотя выборы 2024 года он с треском проиграл (оппозиционный кандидат набрал плюс-минус 70% голосов) и остался в кресле незаконно, или, еще хуже, кличут лидером ("венесуэльцы торопятся купить продукты, в то время как Соединенные Штаты захватили их лидера"), понимаешь, что внутренние политические люблю/не люблю по-прежнему мешают трезвому взгляду на мир. Все уже случилось.
Читайте также
Наконец, есть еще одна категория наблюдателей (живущих вне Венесуэлы), которые против ареста Мадуро - потому что это, по их мнению, нарушает суверенитет Венесуэлы, и еще потому, что Трамп, считают они, хуже Мадуро. Специально для этих защитников Венесуэлы от американской оккупации - несколько цифр.
С апреля 2013 года, когда Мадуро пришел к власти, из национальных фондов страны и государственной нефтяной компании украдено $300 млрд - данные международных наблюдателей.
Из страны уехало 7,7 миллиона человек - 20-25% населения. Уехали потому, что не было еды и лекарств, нечем было кормить детей, и была (и есть) гиперинфляция.
Потери ВВП Венесуэлы - 80%. Когда-то богатейшая страна Латинской Америки совершенно разорена.
Младенческая и материнская смертность при родах возросли в разы. Прирост населения - отрицательный.
Порог нищеты в стране - $3 в день. ВВП на душу населения опустился до $4900 - ниже только в беднейших странах Африки.
Так кого или что вы защищаете в Венесуэле? Элиты, разворовавшие страну? Кубинский КГБ (среди 80 погибших при операции по захвату Мадуро 30 - кубинцы)? Это мерзкий, обнаглевший режим коррупционеров и убийц, который не только пустил нацию по ветру, но и лишил сограждан элементарных, базовых прав человека - не говоря уже о свободах. Даже Путин выделяет субсидии для бедных и многодетных семей (чтобы потом использовать их как пушечное мясо).
Все цифры - World Bank и различные гуманитарные организации.
Арест Мадуро и генерального прокурора Венесуэлы, по совместительству жены диктатора, - не худшее, что произошло за эти четыре года.