После восхождения министра Итамара Бен-Гвира на Храмовую гору его успели осудить со всех сторон: арабы за якобы "посягательство на Аль-Аксу", левые за якобы "нарушение статус-кво и никому не нужную провокацию", а главный раввинат (и другие харедимные раввины) за якобы "нарушение галахического запрета".
Вопрос статус-кво уже разъяснил Гилад Эрдан, посол Израиля в ООН. Он указал, что как простые граждане, так и члены Кнессета, и министры многократно поднимались на Гору за последние десятилетия — это норма, а совсем не исключение, поэтому никакого изменения статус-кво в этом не было.
Но вот вопросы "разрешает ли это галаха" и "зачем это нужно" (даже если можно) —действительно требуют ответа.
1. Раввинат противодействует восхождениям на Храмовую Гору скорее по причинам "религиозной политики", а не чисто галахическим.
2. В прошлом, когда Гора находилась под властью арабов, этот вопрос почти не обсуждался. В 1967 году, после Шестидневной войны, этот вопрос приобрел практическое значение. Правительство Израиля крайне боялось еврейского религиозного энтузиазма, связанного с Храмовой Горой, и поэтому потребовало от раввината (который и до сих пор боится свободного религиозного движения) запретить восхождения, а текущее управление Горой передал в руки иорданского "вакуфа".
Рав Ш. Горен, как главный раввин ЦАХАЛа, пытался протестовать и начал организовывать восхождения на Гору, но его инициатива была подавлена министром обороны Моше Даяном. Раввинат обосновал запрет "неясностью границ освященной территории". И хотя по галахе нельзя заходить только туда, где стоял Храм, а не вообще на территорию Горы, но запрет был вынесен относительно всей Горы.
3. Восхождения стали уделом маргиналов-одиночек. Однако постепенно "религиозный энтузиазм" победил "религиозную бюрократию". Были проведены исследования точного местоположения Храма, и под их влиянием все больше раввинов поменяло свою позицию, и присоединилось к мнению, что нельзя подниматься только лишь на возвышение в центре Горы, где стоит Золотой Купол-над-Скалой (поскольку Храм находился именно там), — а на всю остальную Храмовую гору заходить можно.
Сегодня еврейские восхождения на Гору, с соблюдением галахи, происходят ежедневно, и в них в сумме участвуют многие тысячи религиозных евреев, как сионистов, так и ультраортодоксов. При этом Главный раввинат продолжает декларировать запрет, который явно не соответствует современным знаниям и поэтому давно устарел, а религиозный мир его массово игнорирует.
4. Однако важен прежде всего другой вопрос: "Зачем это нужно?". Стоит ли ссориться ради этого с мусульманами и со всем миром?
Это важный вопрос. Но он из серии вопросов — а зачем нам вообще государство в спорной со всеми Святой Земле? не проще ли всем поселиться в Биробиджане, где полно пустой земли? И зачем нам нужен столь спорный Иерусалим? Не лучше ли целиком отдать его арабам, а самим жить в Тель-Авиве?
Это вопрос о том, в чем смысл Государства Израиля: это "государство- убежище", или это "государство национального возрождения"?
Если это возрождение, то оно неотделимо от главнейших еврейских смыслов прошедших двух тысячелетий: возвращения в Страну, в Иерусалим, и к Храму.
Если же это убежище, то проще бросить сионистскую затею и разъехаться по Америкам, Канадам и Австралиям — там спокойней.
5. Сила государства (любого, но особенно нашего как "всегда балансирующего на грани отмены") — основана не только на экономике и армии, но прежде всего на идеях и смыслах. Если отменится смысл сионизма — то завтра же все разъедутся. А один из важнейших смыслов коренится именно здесь, на Храмовой Горе. И это смысл будущего еврейского Храма как духовного центра человечества.
Кстати, арабы понимают это гораздо лучше евреев. Неслучайно они добились созыва Совета Безопасности ООН, чтобы осудить подъем И. Бен-Гвира. Невиданная вещь — СБ ООН, месяцами игнорирующий, например, массовые убийства демонстрантов в Иране, немедленно собирается из-за такой мелочи! Однако именно это и показывает нам, насколько Гора важна.
6. Главный раввин И. Йосеф заявил: "Разве визит Бен-Гвира, продлившийся 13 минут, может иметь хоть какое-то значение?"
Но он не прав. Разумеется, значение есть, и оно огромно. Оно состоит в том, что если какая-то земля принадлежит тебе — ты должен, хотя бы иногда, проявлять это владение. Иначе все о нем забудут, и забвение приведет к конфликту.
Юридически Храмовая Гора находится полностью во владении Государства Израиля, а "вакуфу" передано только управление мусульманскими молитвами на ней. Однако из-за того, что Вакф распоряжается на Горе, многие люди, как в Израиле, так и в мире, ошибочно считают что Храмовая Гора "вакуфу" принадлежит. Нельзя допускать укрепления такого ложного представления. И то, что израильский министр публично поднимается на Гору против мнения "вакуфа" (и никто не подает в суд на "нарушение владения", все протесты только о "целесообразности") — показывает общественному сознанию, кому на самом деле принадлежит Гора.
(На Горе постоянно есть израильская полиция, но она сама по себе не демонстрирует владения, это обязанности по поддержанию порядка. Владение — это именно гражданское, а не военно-полицейское действие).
Конечно, нужно было бы демонстрировать наше право на Гору более широко, например проводить там публичные еврейские молитвы. Но пока это еще не достигнуто — просто официальные визиты на Гору тоже нужны.
7. Строительство Третьего Храма сегодня невозможно. В частности, потому, что Храм не строится в эпоху войны (и поэтому в древности Всевышний запретил строить Храм царю Давиду из-за того что тот "пролил много крови" — и указал передать строительство Соломону, при котором со всеми окрестными народами был мир). В наше время Храм можно будет построить лишь когда мусульмане не только полностью признают Государство Израиля, как политически, так и на религиозном уровне, но когда они сами захотят помочь его построению (а это непременно произойдет, что впрочем отдельная тема).
Поэтому в вопросе еврейского присутствия на Храмовой Горе мы должны действовать исключительно мирно (именно таков характер правления Соломона), но не позволяя пренебрегать нашими правами на Гору.
Пока что наша текущая задача — это массовое еврейское восхождение (не тысячами, как восходят сегодня, а сотнями тысяч евреев, как приходят сегодня к Котелю), признание легитимности еврейских молитв на Горе, и для фиксации этого в мировом общественном сознании построение синагоги на одном из пустующих мест Горы (а их там много). Разумеется, мы не должны входить в помещение мечети Аль-Акса ("Серебряный купол" в южной части Горы) или в Золотой Купол-над-Скалой.
Построение Храма — это дело следующих поколений, когда, в частности, и христиане и мусульмане будут помогать нам в этом. Но еще прежде внешнего согласия — это включает глубокую внутреннюю перестройку иудаизма. Он должен от "религии синагоги" (каким он стал исключительно ввиду Изгнания) снова стать "религией Храма" — потому что только через это реализуется смысл еврейского народа как "народа Завета, светоча народов мира", в соответствии со словами пророка Исайи. Эта перестройка идет сегодня с огромной скоростью на всех уровнях (что тема отдельной статьи), и через несколько десятков лет она проявится явно как доминанта израильского иудаизма.
8. Еще сто лет назад, на заре сионизма, р. Кук указывал, что в будущем животные жертвоприношения в Храме будут отменены (опять таки, это тема отдельной статьи). Я лично сторонник еврейского восхождения на Гору, сам много раз был на ней — но я категорически против попыток восстановления животных жертвоприношений. Я полагаю, что к тому времени когда придет время строить Третий Храм — уже выполнятся условия, указанные р. Куком, и Храм будет построен как "Дом молитвы для всех народов", но без животных жертвоприношений.
9. Многие слышали, что есть такой "пепел красной коровы", без которого невозможно очиститься от нечистоты и заходить на территорию Храма. И полагают, что поскольку его сегодня нет, то без этого и нельзя подниматься на Храмовую Гору.
Совершенно верно, что в Торе есть заповедь "очищаться пеплом красной (рыжей) коровы". Однако есть общий принцип: если весь народ нечист и нет возможности очиститься, то это не останавливает Храм. И можно подниматься, и строить Храм, и вести всю службу в нем в состоянии нечистоты.
Читайте также
Поэтому нет никакой проблемы в восхождениях сегодня.
Но я уверен, что вскоре "полностью рыжая корова" появится — например. с помощью генной инженерии, и тогда этот вопрос будет решен.
10. Некоторые полагают, что Третий Храм может быть построен только когда придет Машиах.
Подобно этому в прошлые века думали, что еврейское возвращение в Страну и восстановление Государства произойдет только когда придет Машиах. Однако же сегодня мы вернулись и построили Государство сами, с Божественной помощью.
Рав Кук еще в 1904 г. указал, что сионистское движение это и есть Машиах бен-Йосеф (т.е. начальная стадия мессианского процесса). Он продолжил в этом линию Виленского Гаона, который высказал концепцию, что Машиах это не персона, а социальное движение и эпоха.
Поэтому вполне верно мнение, что только Машиах может построить Храм. Однако такой Машиах - это мы сами и есть.
Так же как мы сами осуществили мессианскою задачу возвращения в Страну Израиля, и возвращения в Иерусалим — так же мы сами должны осуществить задачу построения Храма.
А главная проблема в этом — вовсе не арабы и не ООН, а мы сами. Когда мы сами будем массово заниматься восхождениями и требованием права на молитвы на Горе, когда мы сами как народ поймем смысл и важность Храма — тогда это постепенно примут и другие народы.
Вся проблема в нас самих и только в нас самих.