Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

Пора задуматься об автономии для либеральных израильтян

Сейчас мы — меньшинство. Это мы — другие. Нас загоняют в угол, нас эксплуатируют, нас используют и выбрасывают. Это должно закончиться.

01.01.2023
Источник:Детали
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Депутат Кнессета Орит Струк несколько дней назад дала интервью Керен Нойбах на радио "Кан Решет-Бет". Довольно увлекательный разговор. Струк, как обычно, произнесла там несколько пылких речей относительно права врача не предоставлять лечения, если это оскорбляет его религиозные чувства. Позже к ней присоединился депутат Симха Ротман, который подробно объяснил, что владелец отеля может отказать в номере однополой паре, если это противоречит его религиозным убеждениям.

Биньямин Нетаниягу, тогда еще глава оппозиции, поспешил опубликовать опровержение. Через несколько дней появилось коалиционное соглашение между "Ликудом" и партией этих двоих, и в нем, с подписью Нетаниягу, тот самый пункт.

Орит Струк стала "министром национальных миссий". Она произнесла программную речь, в которой обосновала необходимость строительства кварталов только для ультраортодоксов или верующих. Не может быть, сказала она, что те, кто хочет жить в чисто религиозном районе, не смогут этого сделать. Нойбах терпеливо выслушала, а затем спросила: "В продолжение этого вопроса, — сказала она, — нельзя ли также внести поправку, которая позволила бы установить, что некий район предназначен только для светских людей, без ультраортодоксов или религиозных?"

Имеет ли врач право не принять больного "по религиозным соображениям"?

Струк была застигнута врасплох. — А-а… — пробормотала она. Это было редкое событие для радио. Приподнялась завеса над сепаратизмом, лицемерием и расизмом, которым удалось пробиться от маргиналов правого лагеря к израильскому мейнстриму. "Религиозные чувства" стали идеальным алиби, прикрытием для всех нездоровых явлений фашизма, расизма, сепаратизма и авторитаризма. А что будет делать тот, кто не религиозен? Ничего. Он будет продолжать финансировать все это.

В свете этого я вспомнил закон, принятый Кнессетом в 2017 году, в котором было установлено, что предприятия или поставщики услуг, которые отказываются предоставлять услуги или товары в поселениях, могут быть особо отмечены. Те, кто сейчас освящают "свободу выбора" и всю эту чушь, приняли закон, позволяющий отмечать тех, чья совесть не позволяет им работать или оказывать услуги за "зеленой чертой". То есть бойкот поселенцев это преступление, а бойкот геев нет? Только потому, что здесь речь идет о "религиозных чувствах", а там — об "идеологии" и совести?

Я не поддерживаю бойкот поселений. Поселенцы — наши братья, патриоты-сионисты, они служат в армии и работают, подавляющее большинство из них соблюдают закон. С другой стороны, я думаю, что также необходимо принять тот факт, что в Израиле есть сионисты, патриоты, которые служат в армии и соблюдают закон и считают, что поселения — это катастрофа для сионистской мечты.

Вернемся к "районам только для религиозных": три недели назад в "Пятничной студии" вышел поразительный материал Шая Галя о том, что происходит в Бейт-Шемеше. Там было продемонстрировано, как ультраортодоксы приходят в светский квартал, покупают квартиру-две, которые становятся домом-другим, рост продолжается, и вскоре начинаются крики "Шабес" и захват общественного пространства, и кончается обычно одинаково: светские исчезают, ультраортодоксы берут верх.

Если вам знакомо противоположное явление, когда несколько молодых светских пар создают "светское ядро" в самом сердце Меа Шеарим, или Бней-Брака, или Бейтар-Илита, или Модиин-Илита, можете рассказать. Но такого просто нет. Светские люди относительно толерантные. Они стараются не являться непрошенными. Они не пытаются навязать свои убеждения другим. Образ жизни другого человека не портит им кровь. Теперь они начинают за это расплачиваться.

Пришло время объявить секуляризм отдельным религиозным движением в Израиле. Светские тоже евреи. Подавляющее большинство евреев мира светские. Уважение, которое евреи заслужили, в основном благодаря светским. Если я перечислю здесь имена всех Эйнштейнов, которых наша замечательная нация дала человечеству, бумага закончится раньше списка. Ученые, писатели, драматурги, композиторы, музыканты, врачи, физики, химики, лауреаты Нобелевской премии, государственные деятели, философы, мыслители, изобретатели, даже спортсмены (вы удивитесь).

Подавляющее большинство из них не были религиозными евреями, уж точно не ортодоксами, уж точно не придерживались все более радикального, все более фундаменталистского, отгораживающегося от всего чужого мировоззрения, характерного для нынешнего поколения.

Пришло время положить конец монополии ультраортодоксальных и религиозно-мессианских течений иудаизма на термин "религиозная вера". У нас тоже есть. Наша тележка полна до отказа. В ней есть накопленные ценности культуры, любви к стране, любви к человеку, стремления к миру, справедливости, равенству, уважения к другому, к меньшинству. Мы не пытаемся властвовать над чем-либо или доминировать, своим мнением и верой, над всеми остальными, но пора положить конец фанатичным попыткам доминировать над нами.

Давно надо было это сделать, но мы уснули на вахте. Когда мы проснулись, то обнаружили, что мы единственные, кто участвует в этом списке несения вахты. Все остальные празднуют у кассы.

Так вот, у нас тоже есть "чувства". У нас также есть "красные линии". Это правда, что мы представляем либеральный и толерантный лагерь, который готов принимать другого, который освящает права меньшинства, но кто-то изменил правила игры и забыл нам сообщить. Сейчас мы — меньшинство. Это мы — другие. Нас загоняют в угол, нас эксплуатируют, нас используют и выбрасывают. Ну, это должно закончиться.

Назад к трайбализму

Может быть, раскол неизбежен. Государство Израиль собирало рассеянных по миру, объединило племена и этнические группы, течения и группы под одной государственной крышей. Давид Бен-Гурион был столпом государственного подхода, он распустил ПАЛМАХ, ЭЦЕЛ и ЛЕХИ и создал ЦАХАЛ.

Биньямин Нетаниягу отказывается от государственного подхода, дробит министерства, хочет уничтожить стражей закона, а теперь и раздробить ЦАХАЛ, чтобы вернуться в эпоху хаоса и трайбализма. Вместо одной армии будут разные милиции, подчиненные группам давления. Вместо системы образования под единым управлением — разделение на разные течения.

Даже сейчас, уже после инаугурации правительства, трудно найти руки и ноги в этом хаосе: два министра соцобеспечения, два министра финансов, совершенно противоположных друг другу, ротация здесь, фантастическое министерство там, вопиющее презрение ко всему, что здесь построено, ко всему, что важно для управления страной.

В нынешнем положении дел у нас есть два выхода: признать крах сионистской мечты, крах государственности и установление мессианского Царства Иудейского и просто уйти отсюда. Второй вариант — сформулировать и найти новую формулу сосуществования. Не между нами и палестинцами. Между нами самими. Поскольку я ревностный патриот и другой Родины в моем лексиконе нет, следует с тяжелым сердцем обсудить второй вариант. Для этого необходимо расширить поле зрения, изменить определения и перерисовать границы и линии разлома. Разделение должно быть не между светским и религиозным, а между либеральными сионистами и консервативными и мессианскими евреями.

В Израиле есть масса евреев-традиционалистов и религиозных сионистов, которые смотрят на нынешнее правительство и не могут поверить в то, что видят. Они видят Ави Маоза и протирают глаза. Смотрят на судимого (дважды) получающего МВД и минздрав плюс персональный закон и щиплют себя. Они слышат о намерении отменить параграф о пропаганде расизма как условии, ведущем к дисквалификации кандидатуры в Кнессет, и ужасаются. Они смотрят на изменение закона о дискриминации и не верят своим глазам.

Все они должны быть партнерами в большом патриотическом, продуктивном и энергичном либеральном лагере в Израиле. Лагере, который делает нынешний Израиль тем, что он есть: светом для народов, экономической сверхдержавой, нацией стартапов, маяком в академических кругах, науке и культуре… Пришло время, чтобы и у этого лагеря было государство.

Прежде чем наши ультраортодоксальные братья разразятся обычными стенаниями об антисемитизме и ненависти к ультраортодоксам, самое время подчеркнуть: ультраортодоксы — наши братья. Возрастает их участие в жизни государства. Они не скажут этого вслух, но среди них развивается своего рода ультраортодоксальный сионизм, комбинированный гибрид старого мировоззрения, что возвращение в Сион не может произойти до прихода Мессии, и того факта, что оно произошло. Ультраортодоксы — живое, любознательное, умное, теплое сообщество, нам есть чему у них поучиться.

Читайте также

Проблема в том, что помимо всего этого, мы не можем себе позволить продолжать это партнерство. Ни экономически, ни культурно. Нет, я не думаю, что прямо сейчас на повестке дня стоит распад нынешнего Израиля на конфедерацию автономных образований. Но я считаю, что нужно начать обсуждение такого будущего.

Ведь и так ультраортодоксы концентрируются компактно в своих городах и стремятся получить законное разрешение на очищение своих кварталов, не так ли? Так давайте институционализируем эту ситуацию. Им придется отказаться от попыток поселиться среди нас, обратить нас из нашей религии (атеизм — это религия, помните?) в свою, и войти в нашу жизнь, в наши тарелки, в наши спальни и в наши души.

Они останутся нашими братьями, но мы не будем жить вместе. Как в семье: в определенный момент братья уходят из дома, и каждый заводит свой дом. Отдельные дома, разные бюджеты, разные образы жизни, одна семья.

Здесь будут Государство Израиль и Государство Иудея. Каждое государство должно будет предоставить свою квоту для армии, которая будет создана вместо ЦАХАЛа. Кроме военного, остальные бюджеты будут отдельными.

В либеральной стране будет общественный транспорт в субботу и увеселительные заведения в субботу. В религиозной стране нет. Они смогут отделять женщин от мужчин по своему усмотрению. Позже они, вероятно, запретят женщинам выходить на улицу без сопровождения мужчин и так далее. Мы — нет. Им не придется наблюдать парад гордости у себя, нам не придется наблюдать их мероприятия здесь. Это не омрачит наших отношений, может быть, наоборот: должно их улучшить.

Источник - Walla!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке