В ночь на 21 декабря у премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу закончился первоначальный мандат, предоставленный президентом Ицхаком Герцогом на формирование правящей коалиции. Американские официальные лица, которые выражали недовольство идеей передачи ультраправым политикам критически важных министерских портфелей, объявили о новом подходе к контактам с правительством еврейского государства: Нетаниягу будет нести полную ответственность за своих союзников. По важным вопросам США, вероятно, будут контактировать только с ним.
Дедлайном объявления о новом правительстве был вечер 21 декабря. Накануне временный спикер Кнессета (парламента) Ярив Левин заявил, что законодательный орган замораживает законодательную деятельность до начала следующей недели. Это фактически обеспечило Нетаниягу чуть больше времени, чтобы привести к присяге правящую коалицию и обсудить несколько законодательных поправок, принятия которых в качестве стимула требуют его крайне правые союзники. Парламентская оппозиция, как отмечает Times of Israel, согласилась на предложенный перерыв в законотворческом процессе, преследуя свои интересы: у оппонентов Нетаниягу есть надежда на обострение напряженности между элементами потенциальной коалиции.
Тем временем сопротивление правому крену потенциальной коалиции пытаются оказать и власти США, ранее в полуофициальных разговорах обещавшие отказаться от любых контактов с радикальными союзниками Нетаниягу в том случае, если им в рамках коалиционной сделки передадут стратегически важные министерские портфели.
Источники Politico рассказали, что администрация президента Джозефа Байдена выработала новые подходы к ситуации. По их словам, Нетаниягу намерены сделать лично ответственным за радикально правых членов его кабинета, особенно если их действия будут вести к конфликтам. По вопросам, представляющим взаимный интерес, американская сторона, как кажется, планирует контактировать исключительно с премьером. "Биби (Нетаниягу. - "НГ") утверждает, что может контролировать свое правительство, так что давайте посмотрим, как он это сделает", - заметил один из собеседников Politico. Администрация Байдена рассчитывает ограничивать "правые эксцессы" нового правительства, подчеркивают официальные лица.
Издание отмечает, что тотальный разрыв между Вашингтоном и его ближневосточным союзником невозможен, однако новые подходы Белого дома, очевидно, "подчеркивают сложность и растущую хрупкость американо-израильских отношений". Согласно этим оценкам, ярко наметившийся по итогам последних выборов в Кнессет правый тренд в израильской политике, который может найти отражение в эскалации ситуации на палестинских территориях, подрывает остатки двухпартийной поддержки Израиля в Вашингтоне. К примеру, условно прогрессистское крыло Демократической партии США оказывает давление на политику в отношении еврейского государства, в то время как Белому дому сложно сопротивляться настроениям однопартийцев.
"Мы будем оценивать правительство по политике, которую оно проводит, а не по отдельным личностям, - заявлял в этом месяце госсекретарь Энтони Блинкен, выступая на мероприятии "Джей-стрит", произраильской лоббистской организации леволиберального толка. - Мы будем придерживаться взаимных стандартов, которые мы установили в наших отношениях за последние семь десятилетий. И мы будем говорить честно и уважительно с нашими израильскими друзьями, как всегда и должны делать партнеры".
Тем не менее тот факт, что Блинкен выбрал в качестве трибуны мероприятие "Джей-стрит", само по себе было предупредительным сигналом для властей еврейского государства: лоббистскую структуру, сформированную в 2008 году в качестве конкурента известному Американо-израильскому комитету по общественным связям (AIPAC), ненавидят политики, рассматривающие вопрос о поддержке Израиля с консервативных позиций.
"В Израиле левые силы шумят, что это самое крайне правое правительство в истории страны, - обратил внимание в разговоре с "НГ" бывший офицер-оперативник международного департамента израильской полиции, независимый эксперт Сергей Мигдаль. - Естественно, это не так. Самым крайним правым правительством был кабинет бывшего подпольщика Ицхака Шамира в начале 1990-х. Он просуществовал два года после развала Правительства национального единства. Там тоже были религиозные партии: как тогдашние религиозные сионисты, так и силы ультраортодоксов".
Собеседник "НГ" отметил, что в те времена произошли серьезные столкновения между премьер-министром Шамиром, с одной стороны, и занимавшим тогда пост президента США Джорджем Бушем-старшим и госсекретарем Джеймсом Бейкером - с другой. "Все это кончилось тем, что стороны полгода не разговаривали, потому что Шамир отказался делать уступки палестинцам, - напомнил Мигдаль. - Бейкер тогда выступил на пресс-конференции, заявив, что разговаривать с правительством Израиля больше не о чем, а если израильскому премьер-министру есть что сказать, то у него есть телефонный номер Белого дома. Настолько плохие были отношения".
Читайте также
По словам эксперта, сейчас ситуация другая хотя бы потому, что у Нетаниягу хорошие личные отношения с Байденом. "Нетаниягу сначала был заместителем посла Израиля в Вашингтоне в начале 1980-х годов, а потом представителем Израиля в ООН, - напомнил Мигдаль. - Байден уже тогда был известным сенатором, и было время, когда Нетаниягу встречался лично с ним на ланче. Когда недавно Байден побывал в Израиле с визитом, первым, с кем он пошел здороваться, был Нетаниягу, который тогда находился в оппозиции".
По словам собеседника "НГ", проблемы между странами будут, потому что у власти в Америке находятся демократы, которые традиционно близки к левоцентристскому флангу израильской политики. "Какие-то трения неизбежны, но, я так понимаю, Нетаниягу берет отношения с Америкой и внешним миром на себя, поэтому я не верю апокалиптическим прогнозам", - подытожил аналитик.