В Израиле существует конфликт, связанный с одним из календарных дней, последним днем недели - субботой. Светская часть населения, особенно те, кто не обладает автомобилями, желает в этот день иметь право на передвижение, чтобы ездить на море, покупать товары и продукты.
В некоторых городах, таких как Хайфа, по субботам довольно неплохо работает общественный транспорт и открыты некошерные магазины. На данный момент никакого конфликта это не вызывает только по одной причине - религиозная масса не перевалила за угрожающий барьер, да и "настоящих буйных" в этом городе, слава Создателю, недостаточно.
Во многих других городах не совсем так. Не так давно в ФБ видел ролик, в котором непонятного возраста ешиботник возле входа в магазин, работающий в субботу, цитировал Тору, где прописано самое суровое наказание оскверняющим шабат.
Ревнители субботы требуют соблюдения святости шаббата по всей стране. Те, кто ратует за свободу действий в этот день, подвергаются оскорблениям и угрозам. Что неудивительно, потому что приходится иметь дело с нетерпимыми последователями древних постановлений, к тому же неверно истолкованными.
День отдыха от работ - величайшее проявление гуманизма по отношению ко всем труженикам, включая рабов. Естественно, человек с религиозным мышлением с трудом понимает логику действий, направленных во благо физического и душевного здоровья людей, но зато с легкостью принимает объяснения о "святости" т.е. отделенности одного от другого ради культовых целей. С древности и поныне многие верят, что именно в соблюдении культовых предписаний заключается служение Богу. И чем тщательнее религиозный адепт соблюдает ритуалы или совершает бессмысленные с точки зрения формальной логики действия, тем большей святостью он обладает.
Попробуем понять, что же такое суббота, заглянув в первоисточник.
В книге Исход 20:8 "помни день субботний" употребляется слово "зкор" (זכור), имеющее значение "помни", "вспоминай", "сообщай", "думай о чём-нибудь", т. е. обозначает мыслительный процесс. Во Второзаконии 5:12 "храни день субботний" в том же месте и с той же функцией употребляется "шмор" (שמור), означающий "охраняй, оберегай, соблюдай, выполняй", т. е. это обозначение действия с оттенком обязательства. Во Второзаконии дается более расширенное толкование, чем в Исходе.
Причина соблюдения субботы в двух местах Писания отличается одна от другой. Интересно, что еще до дарования заповеди о субботе Моисей знал субботу как день, который посвящают Богу: "И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И он сказал им: вот что сказал YHWH: завтра покой, святая суббота YHWH (Имя Бога); что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем" (Исх. 16:21-24).
Конечно, это можно объяснить путаницей составителей хронологии Пятикнижия, и рассказ о манне нужно было записать позднее истории о дарования заповедей. Итак, или мы сталкиваемся с неумышленной ошибкой автора Пятикнижия, или все-таки не ошибкой, и Моисею была известна суббота как день, посвященный Богу.
На древнем Востоке число семь считалось совершенным и святым. Семь дней продолжался свадебный пир (Быт. 29: 27-30; Судей 14:12); дни траура длились семь дней (Быт. 50:10); дней нечистоты тоже было семь (Лев. 12:2). Также и в небиблейских источниках говорится о цифре семь как особом числе. Гудеа, правитель Лагаша (22 в. до н. э.), праздновал обновление храма семь дней.
Шумерские и аккадские источники говорят, что буря и потоп продолжались семь дней:
"Все шесть дней от начала потопа наше судно несло и качало, Семь ночей пребывая во мраке, бурных волн ощущал я удары. Но они становились слабее. Ветер стихал понемногу. Ливень больше не был на кровле" (Эпос о Гильгамеше).
В "Эпосе об Акхите" нередко упоминается число семь как особое и знаменательное:
"Утром седьмым в его сновидение вступает Баал (Ваал) могучий".
"Поил он их и ласкал день первый и день второй,
Ласкал он их и кормил третий, четвертый день.
Утром седьмого дня, насытившись силой мужскою,
Радости ложа познав, они ушли из чертогов".
"Четырнадцать лет минуло, дважды по семь".
"И вот на день седьмой, Данэль в ворота прошел к полю, где рядом гумно, туда, где дуб вековой".
"Лишь на седьмой год он слезы утер со щек".
В повествовании "Дворец для Баала" говорится, что дворец строился в течение шести дней, и в день седьмой был построен:
"С гор Ливана были доставлены кедры. Работающий руками развёл огонь. Шесть дней горел он, а на седьмой заготовленное серебро превратилось в плиты".
В месопотамских культовых ритуальных документах первого тысячелетия до н. э. имеются два вида религиозных календарей, базирующихся на разделении месяца по семь дней. Документы говорят об особых жертвах в седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день месяца. Жертвоприношения приносят только в определенные месяцы года. В эти дни предписывается человеку поститься, воздерживаться от наслаждений, важных дел. Один документ запрещает царю приносить жертвы, заседать в суде, запрещается прорицателям гадать, врачам лечить больных. Пятнадцатый день месяца, день полнолуния, (обратите внимание на Притчи 7:20, "кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния"), назывался на аккадском "Шабату". В этот день приносили особые жертвы богу луны, день этот назывался "День покоя сердца (богов)" (umnuhlibbi) и служил днем примирения богов жертвами.
"Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо" (4-я Царств 4:23).
"Не приносите Мне больше жертв, Мне отвратительно ваше благовонное курение, ненавистны ваши субботы и пиры новолуния" (Ис. 1:13).
Я вполне допускаю, что во времена пророка Исайи, живущего во второй половине VIII века до н.э. шабат был языческим праздником, но со временем получивший совершенно другое значение.
Шабат (суббота) в Пятикнижии — день покоя от человеческих трудов, хотя совпадение в названии аккадского Шаббату и ивритского (еврейского) Шаббат может иметь не случайный характер, и возможно это слово является заимствованием, но в него вложен иной смысл.
Интересно, что почти во всех книгах Писания, повествующих о жизни сынов Израиля до вавилонского пленения, мы не сталкиваемся с таким понятием как "суббота", кроме двух мест, речь в которых идет даже о совсем другом шаббате, празднике, в который можно было ехать.
Похоже этот день, как и новомесячие, имел языческие корни, так как новомесячие и суббота в двух местах Писания упоминаются рядом друг с другом.
Игнорирование субботы в рассказах о повседневной жизни героев Писания - странная вещь, ведь в Новом Завете, написанном на греческом языке, но рассказывающим о жизни евреев первой половины I в. н.э., мы постоянно встречаемся с "субботой".
Евангелия свидетельствуют о спорах, ведущихся между Иисусом, (который считал, что "добрые дела можно делать и в субботу" (Лк. 6:9) и фарисеями, которые не позволяли даже лечить больных в шаббат.
Отчего же тогда, в историях о простом народе, судьях, героях и царях Израиля ничего не говорится о субботнем покое?
Одним из первых кто упоминает о субботе, был пророк Иеремия, живший в конце VII в. до н.э.
"Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим" (Иер. 17:21).
Ему вторит пророк Иезекииль (VI в. до н.э.): "И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их". (Иез. 20:10-12).
Исходя из этого, мы можем предположить, что примерно в восьмом веке до н. э. иудейские богословы, на основании древних легенд, устных преданий, откровений и собственных прозрений изобрели "шаббат".
Вполне вероятно, что составители Торы вложили в уста главного героя (Моисея) речь о "днях древних" (Втор. 32), указав задним числом преступления, за которые наказаны сыны Израиля.
Читайте также
Из самого Пятикнижия следует, что оно было написано гораздо позднее времени жизни Моисея. Об этом свидетельствует само Писание: "В этой земле тогда жили хананеи" (Быт. 12:6), т. е. автор Торы рассказывает о хананеях как о предмете былого, прошлого. Во времена Моисея хананеи владели территорией, ставшей впоследствии землей Израиля:
"Вот цари, царствовавшие в земле Эдома, прежде царствования царей у сынов Израиля" (Быт. 36:31).
В этом предложении упоминается эпоха царей Израиля, которая была позднее Исхода на несколько сотен лет и когда от хананейских царей осталась только поверье.
Вернемся теперь к заповеди о субботнем покое. На мой взгляд, даже если она не является божественным откровением (кстати, несмотря на вышеприведенные доводы - это недоказуемо), шаббат служит во благо человека.
На законодательном уровне день отдыха от физических трудов и мирских забот для всех, включая рабов и тягловых животных - величайшее достижение, которое служит во благо человека, если конечно, не доводить заповедь до абсурда и помнить, что не человек для субботы, а наоборот.