Проснулся сегодня с приятным чувством: какой замечательный спектакль я вчера видел! А побывал я в давно любимой "Тмуне" на израильской премьере "Цветы - кабаре 1936". Это постановка театра Fulcro, который стал в Санкт-Петербурге легендарным.
Спектакль начинался в 22.00, но уже издалека я увидел, что у "Тмуны" собралось немало людей. Подойдя поближе, я понял, что все они говорят по-русски и лучше меня знакомы с театром, который создала Даша Шамина.
Я обращаю внимание на последнее обстоятельство, так как статью о спектакле я еще напишу, а пока хотел бы поделиться некоторыми соображениями о нынешней алие, вызывающей яростные споры среди политиков и рядовых посетителей соцсетей.
Почему-то русскоязычные израильтяне обратили внимание только на приезд в Израиль знаменитостей типа Пугачевой и Галкина. Естественно, часто высказывают предположение, что "все они" в Израиле не задержатся.
Думается, именно "военная алия" заставила многих выходцев из бывшего СССР проголосовать за мрачноватых политиков, которые обещают сохранить еврейский характер государства и даже изменить для этого Закон о возвращении. Уже в ходе коалиционных переговоров эти политики "согласились" взять под свою опеку министерство алии и интеграции...
Подогрела страсти статья в "Хаарец" о "гойской" алие и телепередача Равива Друкера, с энтузиазмом откликнувшегося на эту публикацию: не только "реакционные союзники Биби" перешли в атаку на новую алию с постсоветского пространства. Часть русского ФБ сочла нападки на алию оскорбительными, но другая часть мазохистски возрадовалась: да, да, пора сказать "правду" о чужаках, заполонивших нашу еврейскую страну!
Я лично никогда не любил блюстителей чистоты расы и псевдопатриотов, выискивающих "врагов народа". За время жизни в стране я видел среди репатриантов чистокровных евреев, испытывавших жгучую ненависть к Израилю и к самим себе, "застрявшим" в этом "отсталом" восточном государстве. Поэтому считаю, что проблема не в том, по бабушке или по дедушке репатриант является евреем, а в том, как он относится к Израилю и хочет ли связать с ним свою судьбу.
Увы, многие сторонники Смотрича и Бен-Гвира нападают на "алию гастролеров" из мелкой неприязни обывателя к людям, одаренным тем, что им самим не дано. На днях увидел в ФБ нападки на лучший израильский русскоязычный сайт, который якобы "слишком рекламирует" христианина Галкина, не говоря о каком-то Белом. Их этих "постов" я узнал, что главный редактор сайта ненавидит "настоящих евреев" (метящих сейчас в правительство Нетаниягу), потому что... у него мать - русская. Отвратительная смесь еврейского фашизма и советского стукачества!
Дискутировать тут бесполезно, и я ограничился указанием на то, что положительные отзывы о появившихся в Израиле блестящих профессионалах - это не "раскручивание", а констатация их мастерства. Меня не пугает то, что кто-то из знаменитостей носит крест. В христианство переходили и великий Гейне, и русские поэты - Нобелевские лауреаты. Такие были времена. Советская власть подвергла евреев особо грубой насильственной ассимиляции. Израиль дает шанс вернуться к корням.
Прошу прощения за столь длинное "вступление". К сожалению, возвращаясь домой после вчерашнего спектакля, я не мог не вспомнить о спорах последнего периода и не задуматься о судьбе великолепной труппы Даши Шаминой.
В спектакле "Цветы", идущем на русском языке, воссоздана атмосфера немецкого кабаре времен Веймарской республики. Конечно, неизбежны ассоциации со знаменитым фильмом. Но там кабаре и его инфернальный конферансье - это сюжетное обрамление картины. В спектакле же передан подлинный дух кабаре, привлекавшего самую разнообразную публику и старавшегося не "отставать от времени". Герои спектакля, выступающие не только на сцене, но и среди зрителей, исполняют шлягеры своей эпохи и постоянно переходят к аллюзиям на современность, в том числе израильскую! Они потрясающе поют, танцуют, читают сатирические стихи и все обладают фантастической пластикой!
Коротко объясню, откуда это мастерство. Эти актеры - выпускники культовой театральной мастерской В. М. Фильштинского (его учениками были такие российские суперзвезды как Константин Хабенский и Ксения Раппопорт...). Режиссер и педагог Даша Шамина создала с этой командой театр Fulcro, обосновавшийся в здании бывшего пивзавода. Уже первая их постановка "Наш класс" (эта пьеса знакома израильским зрителям) имела оглушительный успех.
Читайте также
Теперь создатель театра и многие актеры уже живут в Израиле. Я не призываю с особой тщательностью проверить метрики их бабушек. Мне достаточно того, что эти ребята безумно талантливы. И вряд ли они нуждаются в нашем вялом сочувствии!
Я помню театральную алию начала 1990-х. Приехавшие тогда звезды шумели, требовали от государства немедленной и щедрой поддержки. Но некоторые до сих пор не осилили иврита, а самые небоеспособные ушли из профессии...
Я только в последнее время увидел, как много прибыло в Израиль русскоязычных служителей театра. Они не похожи на беспомощных просителей 30-летней давности, поскольку закалены другой реальностью, привыкли к тому, что надо пробиваться в жесточайшей конкуренции. Как я понял вчера, они даже привезли сюда свою публику! (Высокомерные представители "культурной" алии 1990-х до сих пор редко заглядывают в наши прекрасные "русские" театры и еще реже посещают художественные выставки). Я упоминал израильские аллюзии в спектакле "Цветы". Но местами там даже звучал иврит, причем с великолепным произношением!
А о спектакле я еще расскажу подробней. Но буду рад, если кто-то из читателей, не дожидаясь моей рецензии, сам попытается ознакомиться с творческим потенциалом тех, кого не слишком гостеприимно встретил "русский" Израиль...
Использовано стоковое изображение от Depositphotos