Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+22+14
Иерусалим
+18+10

Мнения

А
А

Заявления главного раввина спровоцировали политическую бурю

Раввин Ицхак Йосеф, который называл репатриантов "гоями" и коммунистами", снова сделал заявления политического характера.

14.11.2022
Источник:Детали
Фото: пресс-служба

В воскресенье, 13 ноября, министр финансов Авигдор Либерман обратился к премьер-министру Яиру Лапиду с требованием уволить главного сефардского раввина Ицхака Йосефа. Он потребовал "отстранить его от должности, а после проведения слушаний уволить — еще до создания нового правительства".

Рав Йосеф, аффилиированный с ШАС, сделал сразу несколько заявлений, вызвавших бурю. Он призвал ультраортодоксальные партии принять в кнессете 25-го созыва поправку, позволяющую кнессету преодолевать вето БАГАЦа, и отменить пункт о внуках в Законе о возвращении.

Либерман обратился к Лапиду, поскольку тот не только премьер-министр, но и исполняет обязанности министра по делам религии. По словам лидера партии НДИ, заявления раввина Йосефа не соответствуют занимаемой им должности, ведь государственный чиновник должен быть беспристрастен и не вмешиваться в политику.

"Главный раввин действует как главный политик, — сказал Либерман. — Неоднократные призывы главного раввина Ицхака Йосефа относительно политических решений просто возмутительны. Йосеф, который вчера вечером призвал к принятию поправки об отмене права вето, что является спорным законом, абсолютно злоупотребляет своими полномочиями, потому что его должность предполагает то, что она свободна от политики и внешнего вмешательства".

По его словам, "это не первая попытка вмешательства главного раввина, который всего несколько дней назад также вмешивался в коалиционные переговоры и призывал к трех- и четырехкратному увеличению пособия учащимся ешив".

Отметим, что Ицхак Йосеф ранее неоднократно высказывался по политическим вопросам, чем провоцировал бурные споры. Например, Йосеф называл репатриантов с постсоветского пространства "массой язычников, ненавидящих религию", и уже тогда его слова вызывали большой скандал.

Три года назад он заявил: "Сотни тысяч или десятки тысяч гоев приехали в Израиль из-за пункта в Законе о возвращении, позволяющего репатриацию внуков евреев. Здесь находится огромное количество гоев. Часть из них — коммунисты, они не принимают или ненавидят религию. Они вообще не евреи, они — гои. Поэтому они голосуют за партии, подстрекающие против ультраортодоксов и против религии". Тогда же он сказал, что среди приехавших есть те, что "ходят в церковь каждое воскресенье, уходят в монастырь".

Глава законодательной комиссии кнессета, реформистский раввин Гилад Карив также выразил протест против заявлений главного сефардского раввина. По его словам, "Закон о возвращении является еврейским консенсусом. Нет большей угрозы для будущего еврейского народа, чем националистически-расистская повестка дня. То, что Нетаниягу не успел разрушить — глупым замораживанием реализации решения правительства о компромиссе по поводу Стены плача — по всей видимости, продолжится сейчас".

В реформистском движении с тревогой отреагировали на заявления Йосефа. Адвокат Орли Эрез Лаховски, глава Реформистского центра религии и государства, сказала: "Требования отменить реформистские гиюры и изменить Закон о возвращении опасны. Они приведут к тому, что Государство Израиль перестанет быть государством всего еврейского народа и превратится в государство ультраортодоксального иудаизма. Это необратимо приведет к расколу с еврейством диаспоры, и есть надежда, что назначенный премьер-министр не пойдет на них".

Отметим, что в реформистском и консервативном движениях иудаизма с тревогой смотрят на формирование праворелигиозной коалиции, в которой будут доминировать ортодоксальные и ультраортодоксальные политики. В последние десятилетия либеральные течения иудаизма смогли пробить брешь в монопольной хватке ультраортодоксального истеблишмента, который контролирует главный раввинат, благодаря созданию судебных прецедентов.

В данный момент Израиль признает реформистские и консервативные гиюры как в Израиле, так и за границей. Более того, подобные обращения в иудаизм, произведенные в признанных еврейских общинах за рубежом, могут стать основанием для репатриации в Израиль. При этом раввины следят за тем, чтобы обращающиеся действительно искренне интересовались иудаизмом и еврейской традицией и ценностями, чтобы это не превратилось в механизм репатриации в Израиль. Прошедшие реформистский и консервативный гиюр, как правило, после завершения процедуры остаются в еврейской общине и ведут традиционный образ жизни.

В том случае, если праворелигиозные партии добьются ограничения полномочий Верховного суда, отобрав у него права вето на отмену законов, нарушающих базовые права человека, это заложит юридические основания для отмены неортодоксальных гиюров и прочих скромных достижений движений либерального иудаизма.

Что касается Закона о возвращении, который провозглашает право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль, кнессет принял его 5 июля 1950 года. Из-за попыток религиозных партий ужесточить определение слова "еврей", в марте 1970 года была принята так называемая "поправка о внуках евреев", наделяющая правом на репатриацию не только евреев, их детей и членов их семей, но и внуков. Именно эту поправку члены праворелигиозных партий требуют отменить, настаивая на включении этого пункта в коалиционные соглашения.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке