Мировое сообщество справедливо обвиняет Россию в терроризме, используя при этом разные определения. Украина, естественно, в этом плане стала первой - закон, которые признает РФ государством-террористом, принят еще 14 апреля. 10 мая террористическим государством страну-агрессором признала Литва. В октябре после шокирующих обстрелов мирной инфраструктуры по всей Украине процесс значительно оживился.
13 октября парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию "Дальнейшая эскалация агрессии Российской Федерации против Украины", в которой призвала членов организации признать РФ террористическим режимом. 18 октября на этот призыв отозвалась Эстония, признав боевиков "Л/ДНР" и частную военную компанию "Вагнера" террористическими организациями. 26 октября российский режим сочла террористическим Польша.
В ходе очередной сессии Европарламента, которая состоится 21-24 ноября, будет обсуждена и вынесена на голосование резолюция о признании России государством-спонсором терроризма.
Одним словом, парламенты цивилизованных стран мира определяют РФ как "государство-террорист", "террористическое государство", "террористический режим" и "государство-спонсор терроризма". "Главком" выяснил, насколько эти абсолютно точные, но юридически разные определения могут привести к главному - существенному усложнению дальнейшего существования для России в ее нынешнем смысле.
Одиннадцать критериев государственного терроризма
Как уже неоднократно напоминал "Главком", 21 марта 1987 года была принята Женевская декларация о терроризме. Этот документ четко определяет критерии действий, по которым страны подпадают под понятие "государственный терроризм". Происходящее сейчас в современной России полностью соответствует всем 11 пунктам декларации, принятой 35 лет назад:
1. Практики полицейского государства направлены против своих граждан: разгон собраний, избиения и пытки, массовые аресты, фальсифицированные обвинения, показательные суды, убийства.
2. Доставка государством ядерного оружия на территорию других стран, в их территориальные воды или в международные.
3. Военные маневры и учения, проводимые вблизи границ другого государства, представляют угрозу его независимости и территориальной целостности.
4. Атака вооруженными силами целей в другом государстве, что угрожает гражданскому населению.
5. Создание и поддержка вооруженных отрядов наемников для уничтожения суверенитета другого государства.
6. Убийства и попытки убийства государственных деятелей других государств или национально-освободительных движений.
7. Тайные операции, направленные на дестабилизацию или подчинение других государств национально-освободительных движений.
8. Компании по дезинформации, направленные на дестабилизацию положения в других государствах.
9. Продажа оружия для продолжения региональных войн и блокирования политического разрешения конфликтов.
10. Отмена гражданских прав и свобод, положений конституции и законов под предлогом противодействия терроризму.
11. Разработка, испытание и развертывание ядерного и космического оружия, что повышает вероятность геноцида и экоцида, обрекает человечество на постоянный страх.
Но здесь нужно понимать, что Женевская декларация - только декларация. Да, она одобрена на Генеральной ассамблее ООН, но ее положения не имеют никаких юридических последствий. То же - и с решениями парламентов разных государств.
"Есть заявления, определения, декларации, но это не законы. Это просто политически правовая оценка, которая не меняет законодательство, не приводит к определенным санкциям, - объясняет в разговоре с "Главкомом" дипломат, народный депутат Богдан Яременко. - То есть все это носит моральный характер, из серии "ой как вы плохи, мы с вами не дружим".
Одним словом, никакой реальной пользы и наказания России за терроризм Декларация ООН не приносит: ну, соответствует РФ положением документа, что дальше? Тем более что Организация объединенных наций за восемь месяцев полномасштабной российской агрессии против Украины показала свою фактически беспомощность - не может изгнать из Совета безопасности Россию, и даже наоборот - проводит закрытые заседания в угоду требованиям страны-агрессора.
Игра террористическими определениями
Следует отметить, что любая страна может признать "террористом" любую другую страну. Россия с присущим ей цинизмом и Украину в терроризме обвиняла.
"Каждое государство имеет свою законодательную базу, на основе которой и принимает решение, попадают ли действия той или иной страны под терминологию "терроризм". Поэтому на международном уровне это субъективный подход, унифицированного понятия "страна-террорист" в юриспруденции нет", - объясняет в разговоре с "Главкомом" политолог Дмитрий Воронков.
Но так или иначе, когда одна страна обвиняет другую в терроризме, это одно, а когда целая группа государств совсем другое. И по сравнению с Декларацией ООН о терроризме решение Совета Европы о признании России террористическим режимом, на первый взгляд, выглядит гораздо более солидно.
Совет Европы - старейшая в Европе международная структура, созданная по инициативе Уинстона Черчилля 5 мая 1949 года. Одним из главных достижений организации считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В настоящее время в Совет Европы входят 46 государств.
Российская Федерация была принята в Совет Европы 28 февраля 1996 года и исключена из нее 16 марта 2022 года. Решение изгнать Россию поддержали 40 стран. Представители Армении, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Сербии, Словакии и Словении воздержались от голосования.
Следует отметить, что призыва об объявлении Российской Федерации террористическим режимом в черновом варианте резолюции ПАСЕ не было - поправку к документу приняли в последний момент. Но именно она произвела в украинском политикуме настоящий фурор.
"Только что ПАСЕ приняла очень сильную резолюцию по Украине! За - 99 делегатов. Удержался один. Это исторический результат! Полная поддержка Парламентской ассамблеи Совета Европы!" - написал в своем Telegram-канале член украинской делегации Алексей Гончаренко. - Отмечается, что российский политический режим - террористический. Это мощный сигнал мирового масштаба и еще один шаг, чтобы Россию сочли страной-спонсором терроризма".
И вот здесь нужно отметить сразу несколько моментов. Первый - что такое "террористический режим"? Буквально слово "режим" (от французского regime) означает управление, командование, руководство. Что имело в виду ПАСЕ: что террористическое - только руководство России? А если убрать с него Путина, оно станет каким-то уже не террористическим? Нужно ли убрать еще Шойгу? Неясно.
Второй момент - стране-агрессору от определения ПАСЕ вообще ни холодно, ни жарко. С момента исключения из Совета Европы Россия не соблюдает Конвенцию по правам человека и не отвечает за ее нарушение. Кстати, теперь на РФ невозможно подать в Европейский суд по правам человека - она вне его юрисдикции. Поэтому решение ПАСЕ по России - похоже на аналогичное (если бы оно было) решение Африканского союза. Ну, назвали, так назвали.
А вот фраза Алексея Гончаренко о том, что решение ПАСЕ - мощный сигнал мирового масштаба и еще один шаг к тому, чтобы Россию сочли "страной-спонсором терроризма" - абсолютно точная.
Но здесь, конечно, возникает резонный вопрос: если Россия - де-факто страна-террорист, то зачем объявлять ее страной-спонсором терроризма, не проще ли сразу расставить все точки над "і"?
Американская монополия
Дело в том, что определения типа "государство-террорист" и "террористический режим" - просто эмоциональные, никаких ощутимых последствий для Путина за собой не несут.
А вот определение "государство-спонсор терроризма" - вполне устоявшееся, впервые оно было введено США еще 29 декабря 1979 года. Оно вводится в отношении стран, которые согласно официальным данным Государственного департамента страны, неоднократно оказывали поддержку актам международного терроризма. И включение в список стран-спонсоров терроризма влечет за собой жесткие экономические и политические санкции со стороны США (это не просто правовая оценка, которая, по сути, ничего не дает).
Санкции США в отношении стран-спонсоров терроризма
• Запрет на экспорт и продажу оружия.
• Контроль за экспортом товаров двойного назначения.
• Запрет на торговлю и экономическую помощь.
• Противодействие со стороны США предоставлению кредитов Всемирного банка и других международных финансовых учреждений.
• Отмена дипломатического иммунитета.
По отношению к государствам, которые сотрудничают со странами-спонсорами терроризма, применяются так называемые "вторичные санкции", которые могут полностью повторять "первичные".
Государства-спонсоры терроризма
Сирия. Включена в список в 1979 году. Согласно отчетам Государственного департамента США, продолжает оказывать поддержку международному терроризму, в частности, ливанской группировке Хезболла и палестинским террористическим группировкам.
Куба. Включена в список в 1982 году из-за поддержки революционных движений в испаноязычных странах Америки и в Африке. В 2015 году была исключена из списка, но вернулась туда в 2021 году из-за помощи колумбийским повстанцам и террористам Венесуэлы.
Иран. Включен в список в 1984 году. По мнению американской стороны, страна оказывает финансовую, материальную и материально-техническую поддержку террористическим группам боевиков на Ближнем Востоке и Центральной Азии, а сейчас - и России.
КНДР. Включена в список в 1988 году за продажу оружия террористическим группам. Исключена в 2008 году после договоренности, что эксперты МАГАТЭ будут допущены на все ядерные объекты страны. В 2017 году вернулась в список государств-спонсоров терроризма.
Государства, исключенные из списка стран-спонсоров терроризма
Ирак. Был включен в список в 1979 году и был исключен в 1982 году, чтобы позволить американским компаниям поставлять оружие в Ирак во время ирано-иракской войны. Вновь добавлен в список из-за вторжения в Кувейт и исключен из него в 2004 году.
Ливия. Была включена в список в 1979 году за поддержку режимом Каддафи большого количества террористических организаций. В 2006 году исключена из списка из-за "неизменной преданности Ливии отказа от терроризма".
Южный Йемен. Был включен в список в 1979 году из-за поддержки нескольких террористических организаций. Страна исключена из списка в 1990 году в связи с прекращением своего существования - она объединилась с Йеменской Арабской Республикой.
Судан. Был включен в список в 1993 году за сотрудничество с Ираном и поддержку Хамаса. Исключен из списка в 2020 году, после того, как страна перечислила $335 млн компенсации семьям жертв терактов в посольствах США, которые произошли в Кении и Танзании в 1998 году.
Как видим, к определению государств-спонсоров терроризма США подходит выборочно, руководствуясь исключительно собственными внешнеполитическими интересами.
Надежда на Соединенные Штаты
"Решения стран Совета Европы не только просто политические, а значит, не несут никаких реальных последствий, они направлены только против конкретной страны. И даже если появятся соответствующие изменения в законодательстве, какие санкции, это будет несколько странным. Законодательство не может относиться к конкретному случаю, оно устанавливает общие правила. А в США эти общие правила как раз существуют и существуют давно. Механизм санкций отточен", - говорит дипломат Богдан Яременко.
"Страны-спонсоры терроризма - это чисто американский список, в который они вносят государства на основе своих критериев. У них нет еще одного списка - "государств-террористов", такого вообще ни у кого нет. То есть, под "государства-спонсоры" США имеют процедуру, список и санкции. Потому и нужно туда втиснуть Россию. А декларации других государств о "террористическом государстве" - политические, а не юридические. У них нет предусмотренного стандартного протокола реагирования и поведения", - объясняет в комментарии "Главкому" эксперт Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Максим Майоров.
Так что, по мнению экспертов, реально усложнить жизнь России сможет только признание ее государством-спонсором терроризма Соединенными Штатами. Это, кстати, вполне отчетливо осознают и в стране-агрессорке. Еще 2 августа представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что объявление России спонсором терроризма может привести к разрыву дипломатических отношений с США.
Здесь следует отметить, что в США вопрос о включении России в список государств-спонсоров терроризма обсуждается с 2018 года, причиной тогда было "дело Скрипачей". В 2020 году после публикаций в СМИ, что РФ платила бойцам движения "Талибан" деньги за атаки на американских военных в Афганистане, и после отравления Алексея Навального, были озвучены новые требования признать Россию спонсором терроризма.
Читайте также
В 2021 году некоторыми сенаторами было предложено признать Россию государством-спонсором терроризма из-за поддержки террористических образований "ДНР" и "ЛНР". В апреле 2022 года Владимир Зеленский прямо попросил Джо Байдена признать РФ спонсором терроризма из-за нападения на Украину. В мае в Сенате США была зарегистрирована резолюция с обращением в Госдепартамент о признании России государством-спонсором терроризма - непосредственной причиной этого является обвинение в военных преступлениях, совершенных российскими военными во время вторжения в Украину.
Но пока США с признанием РФ государством-спонсором терроризма не торопится. "Соединенные Штаты тогда будут вынуждены налагать вторичные санкции на государства, по-прежнему сотрудничающие с Россией. К примеру, на Израиль. А официальный Вашингтон пока к этому не готов", - объясняет Максим Майоров.
Даже если на сессии Европарламента в ноябре все единогласно признают Россию страной спонсором терроризма, это не даст реального эффекта. Название - это только название. И чтобы санкции заработали, необходимо как минимум разработать, согласовать и юридически оформить процедуру наложения санкций.
Кстати, на вопрос "Главкома", мол, а как повлиял статус страны-спонсора терроризма на Иран, который в этом статусе уже 38 лет, но его дроны доставляют нам серьезные проблемы, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Александр Коваленко ответил так: "Их дроны низко летят на небольшой скорости, изготовленные из прессованного картона, винт - деревянный. И мы их успешно сбиваем. А если бы страна не была под санкциями, летало бы то, что мы, может быть, и сбивать не могли".