Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+17+9

Мнения

А
А

"Комплексный обед" от Нетаниягу - или полное "меню" парламентской демократии?

Нетаниягу создал совершенно нового политического монстра. Именно это и является причиной беспрецедентного для Израиля политического кризиса.

25.10.2022
Источник:Детали
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Двухпартийная система с президентским правлением и парламентская многопартийная демократия различаются примерно, как комплексный обед — от произвольного выбора блюд в меню ресторана. Есть страны, где избирателю предоставляется опция предпочесть один из двух предложенных ему комплексных обедов. А в других он может выбрать приглянувшийся ему ингредиент.


Израиль до последнего времени относился ко второй категории. До появления блока Нетаниягу.

Блоки и партии в истории Израиля

Мало кто в Израиле помнит сегодня политические союзы 1960-1970-х годов прошлого века. Мало кто задумывается об этимологии названия партии "Ликуд", а ведь само это слово означает "сплочение", то есть — соединение различных партий. Историческая "Херут" во главе с Менахемом Бегиным многократно пыталась взять власть самостоятельно, но не могла, и в итоге добилась победы, объединившись сперва с Либеральной партией (так возник в 1965-м "Гуш Херут Либералим", ГАХАЛь — не путать с МАХАЛ), а к 1973-му присоединив еще несколько небольших партий и движений, в том числе "Решима Мамлахтит" (не путать с "Махане Мамлахти"). Так возник блок "Ликуд".

МЕРЕЦ тоже возникла как блок - в канун выборов 1992го года объединились новая левая партия РАЦ, старая социалистическая МАПАМ и часть "Шинуя" (не путать с возникшей впоследствии партией "Шинуй" Томи Лапида). С первого же захода этот блок получил 12 мандатов. Это был звездный час для МЕРЕЦ, больше такого успеха она не добивалась.

Сегодня никто не вспоминает, когда и с кем создавала блоки партия "Херут" и в каких отношениях состояли РАЦ и МАПАМ. Ингредиенты в обеих партиях давно и безвозвратно сварились в единый суп. Избиратель знает "Ликуд", избиратель знает МЕРЕЦ, остальное - история.

Но не всегда блок партий заканчивается симбиозом. Так, на выборы 2003-го партия НДИ шла в блоке с партией "Ихуд Леуми". Блок продержался одну каденцию. Да и сама партия "Ихуд Леуми" изначально представляла блок партий "Ткума", "Херут" (не путать с "Херутом" Менахема Бегина, это был "Херут" его сына Бени) и "Моледет". А в канун апрельских выборов 2019 года был создан блок партий Лапида и Ганца под названием "Кахоль Лаван", но потом он распался, и "Кахоль-лаван" стала партией, но теперь создала блок с партией "Новая надежда", и он называется "Государственный лагерь".

Важно знать также, что техническая разница между моногенной партией и блоком из нескольких — она не только для любви. Если депутатам захочется отколоться, у них нет необходимости собирать предписанный для этой цели законом кворум в, как минимум, треть фракции. Любая из партий блока вправе в ходе каденции из блока выйти, даже если депутат у нее всего один.

И таким вот образом, собирая в коалиции партии и блоки, просуществовала израильская парламентская демократия семьдесят полных лет. А на исходе семьдесят первого года премьер-министр, за десять лет свыкшийся с непрерывной властью и взявший на вооружение формулу "государство - это я", не сумел создать коалицию, но не ушел в оппозицию или в отставку, а предпринял попытку изменить правила игры.

Именно эта попытка и является причиной беспрецедентного для Израиля политического кризиса. Нетаниягу создал совершенно нового политического монстра: "Биби-блок". "Ликуд" + "Еврейство Торы" + ШАС + "Религиозный сионизм"/"Еврейская мощь" — это вовсе не описанный выше, привычный для израильской политики блок партий: ведь за блок партий избиратель голосует одним бюллетенем. А тут - не человек и не конь, точнее, и тот и другой. Голова одна - Биньямин Нетаниягу, а вот ног - четыре. Кентавр.

Ребе и Суббота

После вторых выборов - по счету не от основания государства, а с начала кризиса — осенью 2019 года, две крупных партии, "Ликуд" и блок "Кахоль лаван" получили на выборах почти равное число мандатов, соответственно 32 и 33, и занимавший тогда пост президента Руби Ривлин предложил компромисс: "Кахоль лаван" откажется от установки бойкотировать Нетаниягу, а Ликуд откажется от предварительного коалиционного блока. И обе партии создадут ПНЕ - правительство национального единства на основе их 65 мандатов. А партии, которые согласятся принять основные линии этого правительства, смогут потом присоединиться.

Ганц согласился, и путь к выходу из политического кризиса был открыт, но ничего не вышло: отказался Нетаниягу. Лидер "Ликуда" выставил предварительное условие: сохраняется блок "Ликуд" с "харедим", а Ганц, так уж и быть, может присоединиться, чтобы обеспечить им недостающее парламентское большинство. В октябре 2019 Ганц в эту ловушку не попался, зато угодил в нее после третьих выборов, в марте 2020-го, отчего и распался блок "Кахоль Лаван".

…В известной притче хасид хвалился достижениями своего ребе. Ехали хасиды в повозке в пятницу, солнце клонилось к закату, а тут зарядил дождь и колеса застряли в грязи. Никак не выходило до наступления субботы доехать до местечка. И ребе совершил чудо. Вокруг суббота, а в повозке - четверг. То есть можно ехать дальше.

Нетаниягу не провел законодательным путем реформу избирательной системы. Он, наверное, и хотел бы, но не может. И тогда бессменный лидер "Ликуда" пошел по пути чудотворца из хасидской притчи: в стране система парламентской демократии, а у его приверженцев - президентское правление. В стране система многопартийная, а у его приверженцев- двухпартийная/ двухблоковая. Вот уже три года приверженцы разных партий, не относящихся к блоку Нетаниягу, голосуют на выборах в Кнессет, как это и предусмотрено, одним бюллетенем: бюллетенем предпочтительной для них партии. А вот приверженцы блока Нетаниягу голосуют как бы двумя. Каждый поданный за партию блока голос - он же и голос за Нетаниягу лично. Будто у нас прямые выборы премьер-министра.

Миф о двух блоках

Биби-блок - формация принципиально новая. Это не блок партий, потому что голосует на выборах избиратель за одну из четырех.

До устроенного Нетаниягу в 2019 году изменения правил игры в одностороннем порядке коалиция после выборов всегда была опциональной. Вы голосуете, к примеру, за "Ликуд", а он далее может пойти с "Аводой", с "харедим", с Лапидом, с Либерманом, с Кахлоном и прочими партиями — в связке или по отдельности.

Теперь не так. Вы не можете проголосовать за "Ликуд", не получая в той же связке Арье Дери и Ицхака Гольдкнопфа (это новый лидер "Еврейства Торы", объясняющий, почему математику и английский учить вовсе не обязательно). Для избирателей "Ликуда" (и блока в целом) нет больше свободного выбора в политическом меню, есть только комплексный обед.

Причем этот комплексный обед в меню всего один. А вовсе не два, как утверждают пропагандисты блока Нетаниягу. Нет второго блока. И нынешняя избирательная кампания - блестящая тому иллюстрация.

Разберем эту ситуацию по пунктам.

Лидер блока. У блока Нетаниягу есть лидер, его зовут Биньямин Нетаниягу. У мифического второго блока лидера нет: Яир Лапид и Бени Ганц ведут борьбу за лидерство. У Лапида вдвое больше мандатов, Ганц же в качестве аргумента выдвигает тезис, согласно которому он способен собрать коалицию с большей вероятностью, чем Лапид.

Согласованность действий и общее руководство. Четыре партии блока Нетаниягу создали общий штаб, активисты которого убеждают избирателей голосовать за любую из этих партий — главное, чтобы за одну из них. В мифическом втором блоке лидеры партий и кандидаты от этих партий в Кнессет атакуют друг друга и борются за голоса, как это и бывает при нормативной парламентской демократии.

Идеологическая общность. В блоке Нетаниягу все четыре партии с небольшими вариациями принимают за основу общие идеологические линии: фундаментализм, то есть абсолютный приоритет установок "харедим" и "хардаль" в сфере религии и общества, программа, направленная на ослабление/уничтожение традиционных государственных институтов, война элит (теория Второго Израиля). В мифическом втором блоке нет единства, "совсем". Тут, напротив, супермаркет идеологий и интересов. Правые и левые, сторонники свободного рынка и социалисты, религиозные и светские, старые элиты и слабые слои, старожилы и репатрианты. И, в отличие от блока Нетаниягу, где четко работает установка "в танке не стрелять", то есть чтобы составные части блока не атаковали одна другую, в мифическом втором блоке стреляют и спорят, да еще как.

Читайте также

Нежелательные партнеры. В блоке Нетаниягу идея априори заключается в том, что все партии войдут в коалицию. В мифическом втором блоке не предполагают коалиции с "Объединенным списком", да и с другими партнерами коалиция вовсе не предусмотрена заранее. Никакого комплексного обеда. В марте 2020-го Ганц и "Авода" дополнили необходимое большинство для блока Нетаниягу. Самые различные сочетания возможны и теперь.

Коалиционные соглашения. Возможны переговоры и коалиционные соглашения между отдельными партиями мифического второго блока и блоком Нетаниягу (см. март 2020 года). Партии мифического второго блока также рассматривают вариант коалиции с составными частями блока Нетаниягу, если тот расколется (то есть с "Ликудом" или с ультраортодоксами). В то же время блок Нетаниягу задуман, как "рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак". Коалиционные партнеры? Исключительно в качестве парламентского пушечного мяса, чтобы обеспечить блоку недостающее большинство.

В действительности, политическую карту в Израиле можно сегодня разделить на четыре группы.

• Блок Нетаниягу.
• Центристские и правоцентристские партии - "Еш Атид", "Государственный лагерь", НДИ. И эти партии не идут единым блоком.
• Левые партии - "Авода" и МЕРЕЦ.
• Арабские фракции.

Легко понять, что выход из политического кризиса здесь только один - по модели Руби Ривлина, которую, впрочем, изобрел не он. В 1984-м и в 1988-м, когда "Ликуд" и "Авода" получали примерно равное число голосов, их лидеры создавали правительства национального единства. Именно этого и хочет вот уже три года израильский избиратель.

Именно этому простому, необходимому, как воздух и легко осуществимому решению - созданию коалиции "Ликуда", "Еш атид" и "Государственного лагеря", и партий, которые уже потом смогут присоединиться к правительству национального единства, если примут его основные линии, — препятствует блок Нетаниягу. Только один блок. Второго попросту не существует.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке