Нанося по Украине ракетные удары, Россия тратит ракеты быстрее, чем может их производить, считают в британской разведке. 10 октября российская армия выпустила по Украине 84 ракеты. Спустя неделю, за утро 17 октября россияне запустили по Украине 43 дрона-камикадзе иранского производства, говорят в командовании Воздушных сил ВСУ. Кроме того, были нанесены ракетные удары по объектам энергетической инфраструктуры.
Один из иранских беспилотников Shahed попал в Киеве в жилой многоквартирный дом. По словам мэра украинской столицы Виталия Кличко, летательный аппарат, скорее всего, пробил кровлю здания и разорвался в середине дома. В результате, объясняет Кличко, сооружение постройки конца ХІХ века "сложилось". Погибли по меньшей мере трое человек.
Как можно бороться с дронами Shahed, Настоящему Времени объяснил военный эксперт проекта Defense Express Иван Киричевский.
- В Киеве утром прогремели четыре взрыва, которые связывают с прилетом беспилотников Shahed иранского производства. Почему украинская система ПВО не сбивает их все?
- Плотность средств ПВО распределяется неравномерно. На юге она, очевидно, больше, за утро наша ПВО смогла там сбить 30 этих летающих "мопедов", как их называют из-звука. А в Киеве бороться с этими летательными аппаратами иногда приходится при помощи стрелкового оружия - как сегодня поступали наши полицейские, кадры с которыми облетели весь мир. Получается, нам нужно еще больше средств ПВО. Даже не столько зенитно-ракетных комплексов, а, возможно, зенитных пушек. Уставить ими весь периметр Киева, тогда будет минимум 90% сбитых Shahed.
- По данным Генштаба известно, что эти Shahed сегодня прилетели в Киев преимущественно с южного направления. Как возможно, что они пролетают всю Украину мимо ПВО?
- Это маленький аппарат, существенно меньше крылатой ракеты. Крылатая ракета Х-101 или Х-555 имеет размер фюзеляжа пять метров. У этого летающего "мопеда" размер фюзеляжа - три метра, размах крыла - всего два метра. Получается, радиолокаторы почти не видят такие дроны-камикадзе. Чтобы увидеть его в воздухе, иногда приходится поднимать истребительную авиацию. Услышать и обнаружить этот дрон можно только тогда, когда слышен уже характерный звук, как будто двигатель от скутера или мотоцикла. Приходится полагаться на свои глаза летчикам или нашим расчетам зенитных пулеметов, переносных зенитно-ракетных комплексов и прочее.
Читайте также
- В начале войны все обсуждали украинские "Байрактары", а сейчас мы про них не слышим. Зато говорят о Shahed. Складывается ощущение, что в плане дронов сейчас преимущество на стороне России.
- Некое снисходительное отношение к российским дронам у нас сформировалось из-за того, что за время войны наша ПВО смогла сбить 1000 российских дронов разных типов, в том числе российские дроны-камикадзе "Ланцет" и "КУБ". Довольно часто бывало, что расчет радиолокатора, на который мог быть наведен российский дрон-камикадзе, умудрялся сбить воздушную цель буквально из автомата.
Есть подтвержденные данные, что применять Shahed по нашим городам русским помогают иранские инструкторы. У них, к сожалению, есть наработанный опыт ударов по энергетическим объектам Саудовской Аравии. Причем они били настолько эффективно, что с ними не справлялись даже американские современные комплексы Patriot со сверхчувствительным радаром и высокоточными ракетами. А у нас на вооружении все еще стоит часть советских ПВО.
- Если говорить о разрушительной силе этих дронов, какую угрозу они несут, например, тем же жилым дома?
- Сложно просчитать наперед. Судя по всему, в боеголовку массой всего 20 килограммов иранцы напихивают очень много поражающих элементов - шариков, которые получают большую кинетическую энергию от взрыва. Был эпизод, о котором сообщали в открытых источниках, наш МиГ-29 смог сбить во время воздушного боя иранский дрон-камикадзе, но навстречу шарики полетели с такой интенсивностью, что самолет буквально порвало на части. Если боевой самолет получил такое повреждение, что говорить о бетонных конструкциях, которые не рассчитаны на то, что по ним будут бить взрывчаткой с шрапнелью.
- The Washington Post пишет, что Россия будет покупать у Ирана и баллистические ракеты. Объясните, как Россия будет их использовать наряду с собственными ракетными системами?
- Иранские ракеты с российскими ракетными пусковыми установками несовместимы. Похоже, им будут помогать именно иранские инструкторы.
- Сами российские военные могут быстро научиться управлять этими ракетами?
- Вряд ли, там все-таки программное обеспечение на фарси. Иранские инструкторы, судя по всему, приехали даже из-за языкового барьера, потому что среди военных армии РФ не очень много людей, способных быстро освоить языки восточных народов.