Вопросы на тему "кто является евреем" и предложения об изменении Закона о Возвращении поднимались неоднократно в прошлом, и каждый раз их снимали с повестки дня. Один из наиболее спорных случаев произошел в 1965 году по поводу еврейского происхождения покойной Рины Эйтани, которая была членом горсовета от партии Мапай в городе Нацрат Илит. Родители Рины познакомились в Германии, ее мать была христианкой, а отец - евреем. Во время войны семья попала в Варшавское гетто, а затем нашла убежище в Польше. Отец и ее братья не выжили, а Рина с оставшейся семьей прибыла в Израиль в 1947 году. Она была признана еврейкой, служила в ЦАХАЛе и создала семью. После того, как ее избрали членом горсовета Нацрат Илита, внезапно был поднят вопрос о ее еврейском происхождении, и поскольку мать Рины была нееврейкой, МВД приняло решение отменить запись о ее еврейской национальности. Вся история дошла до Кнессета, где состоялись бурные дебаты на эту тему. Покойный Менахем Бегин выступил в защиту Рины Эйтани и взволнованно заявил:" С этой трибуны я хочу выразить свою благодарность гражданке Рине Эйтани за ее поддержку нашего народа и страны. Каждый человек, мужчина или женщина, доказавшие свое желание быть нам братьями или сестрами, достоин уважения. И не имеет никакого значения, что госпожа Эйтани является членом партии МАПАЙ.
Были времена, когда наши мудрецы пытались чинить препятствия на пути неевреев в присоединении к нашему народу из-за веры и национальности. Теперь другое время. Треть нашего народа была уничтожена, среди нас остались выжившие, спасенные неевреями - мужчинами или женщинами. Эти люди рисковали своими жизнями ради спасения наших собратьев, и, если они приезжают к нам, мы должны принять их с любовью и большим сочувствием".
Эта история закончилась тем, что Эйтани приняла решение пройти гиюр, но спор на тему "кто является евреем" и кто имеет право на репатриацию продолжает раскалывать наше общество по сей день. Этого не должно быть. Государство Израиль было создано как страна еврейского народа, единственного народа в мире, в котором нет разделения между вероисповеданием и национальностью. Вместе с этим, Галаха не может быть базой для законодательства.
Беньямин Зеэв Герцль, предполагавший столкновение на почве разногласий между Галахой и политикой, писал в своей книге "Еврейское государство", что "вера, конечно, является объединяющим нас фактором, но мы свободны в нашем уме и науке". Герцль считал, что при всем уважении к религии, она не должны иметь отношения к управлению государством.
Закон о Возвращении является одним из важнейших символов в истории еврейского народа, после его возвращения на Землю праотцов. Он был единогласно принят в Кнессете в 1950 году, в день смерти основоположника еврейского государства, и был изменен в 1970 году при поддержке большинства депутатов Кнессета, включая религиозные и светские партии.
Читайте также
В ходе дебатов, предшествовавших изменению закона, министр внутренних дел и лидер партии МАФДАЛ Хаим Шапира выступил с резкой критикой в адрес Главного раввината, в связи с нежеланием последнего записать детей старшего сержанта Беньямина Шалита евреями. "Главный раввинат не понимает, что мы не живем в маленьком городке в Европе…. раввинат подвержен влиянию, которое связывает ему руки. На протяжении тысячелетий мы умели исправлять указы и находить смягчающие факторы, но здесь каждый, кто хочет усложнить, делает это…. В главном раввинате лидируют крайне настроенные раввины, и они влияют на раввинов МАФДАЛа".
К великому сожалению, сегодня ситуация все та же. Попытки превратить Израиль в государство Галахи и призывы раввинов различных течений, а также лидеров Религиозного сионизма отменить пункт о правах внуков, наносят тяжелый удар по сионистским идеям и по будущему еврейского народа. Вместо того, чтобы усложнять и препятствовать, нужно облегчить процессы в таких сферах, как гиюр и гражданские браки, принять каждого, кто готов связать свою судьбу с нашей, и не допустить раскола в израильском обществе.
Авигдор Либерман - глава партии "Наш дом Израиль", министр финансов Израиля