Президент России Владимир Путин в последние недели лично участвует в стратегическом планировании войны в Украине, сообщили изданию The New York Times американские чиновники, имеющие доступ к секретным разведданным.
По их словам, Путин лично не разрешил российским военным отступить из Херсона. При этом российская группировка в Херсоне и в целом на северном берегу Днепра оказалась в очень трудном положении. Украинские военные разрушили или привели в негодность с помощью дальнобойного оружия все стационарные мосты через Днепр, по которым шло снабжение российских частей. Россияне пытаются наводить понтонные мосты, но их тоже быстро уничтожают.
Уход из Херсона позволил бы российским военным организованно отступить за Днепр, сохранив технику и жизни солдат, пишет издание. Но такое отступление стало бы еще одним унизительным публичным признанием поражения в войне и принесло бы Украине вторую крупную победу за один месяц.
Херсон был первым крупным городом и единственным областным центром, захваченным русскими во время вторжения. Его освобождение бы большим достижением для президента Украины Владимира Зеленского.
Согласно источникам издания, Путин говорит военным, что стратегические решения на местах должны приниматься лично им.
По их словам, запрет Путина на отступление из Херсона привел к снижению морального духа среди российских военнослужащих, отрезанных от линий снабжения. Солдаты опасаются, что могут попасть в очень трудное положение в случае наступления украинских войск.
Читайте также
"У них там есть подразделения, которые, если украинцы прорвут позиции, будут отрезаны и окружены", — сказал Сет Дж. Джонс, старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований.
Отход за Днепр, скорее всего, позволил бы российскому командованию удерживать оборону на юге с меньшим количеством войск. Это дало бы им больше свободы действий для переброски сил из Херсона в другие районы, либо для отражения контрнаступления в Харьковской области (которое постепенно докатилось до границ Луганской области, — прим. Деталей.) Однако Путин заявил военному командованию, что решения принимает он.
"В этой войне наблюдалось постоянное несоответствие между политическими целями Путина и военными средствами их достижения, — сказал Майкл Кофман, директор отдела исследований России в CNA, оборонном научно-исследовательском институте в Арлингтоне, штат Вирджиния. — В важные моменты принятия решений Путин медлил, отказываясь признать реальность, пока варианты не становились все хуже и хуже".
"Ситуация в Украине явно динамична", — заявил 23 сентября председатель Объединенного комитета начальников штабов американской армии генерал Марк Милли. — Пока рано для полной оценки, но мне ясно, что стратегическая инициатива перешла к украинцам".
По словам американских чиновников, разногласия по поводу отступления из Херсона показываются, насколько важным является контроль над югом Украины для обеих сторон.