Возникновение крылатого выражения "деньги не пахнут" связано с именем римского императора Веспасиана, который ввел налог на общественные уборные, получающие доход от продажи мочи (моча шла на дубление кожи, стирку и отбеливание одежды).
Его сын, будущий император Тит упрекал отца, что не приличествует нужники облагать налогом. Тот в ответ взял монету, полученную от этого налога, поднес ее к носу сына и спросил, пахнет ли она. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: "А ведь она — от мочи".
В Риме император обладал всей полнотой власти. У нас, в Израиле, как известно демократия, и мы этим справедливо гордимся. Решения о повышении зарплат и вопросы налогообложения находится в руках правительства и Кнессета. Как принимаются решения?
В нашей стране трудно найти группу населения, которая была бы довольная своим положением, зарплатами и пенсиями. Улучшение условий труда и увеличения зарплаты требуют врачи, учителя, работники от подрядчиков, пенсионеры. И только одна группа скромно молчит, сохраняя удивительное спокойствие. Это - наши избранники, "слуги народа". Почему они не жалуются? По той причине, что в состоянии сами позаботиться о себе любимых.
Общественная комиссия по установлению заработной платы депутатам, возглавляемая Ювалем Альбашаном, рекомендует уже в сентябре повысить заработную плату депутатам Кнессета примерно на 1800 шекелей в месяц. Комиссия оправдывает это сокращением бюджета на контакты с избирателями, который получают депутаты.
Шутка? Курьез? Вовсе нет. Самая что ни есть реальность.
Цены растут как дрожжах, жизнь дорожает. Планируемое повышение минимальной зарплаты отменено, цены на съем и покупку жилья растут астрономически, день ото дня. Покупательная способность населения только за год упала на 15%.
А между тем… Заработная плата депутатов в Израиле - 45 тысяч шекелей в месяц - одна из самых высоких в мире. Бюджет на контакты с избирателями составляет астрономическую сумму - 98 000 шекелей в год. Даже если его сокращают, что нужны дополнительные ассигнования, чтобы встречаться и поддерживать с нами контакт?
Каждый человек боится остаться без работы, и потому для него так важно получить компенсацию за свое увольнение. Но, вероятно, хуже всего в этом отношении приходится депутатам Кнессета. Видимо потеря кресла сопряжена для них с такой психологической травмой, что они должны получить особое вознаграждение за свой непомерно тяжелый труд. А труд в данном случае зависит не от количества и качества утвержденных законопроектов, а от стажа пребывания в законодательном собрании.
Согласно правилам, разработанным депутатами для самих себя, каждый покидающий парламент может рассчитывать на подарок в размере месячной зарплаты брутто (45.000 шекелей) за каждый год работы. Максимальная компенсация составляет 270 тысяч шекелей.
Далее. В Израиле сегодня насчитывается 880 тысяч пенсионеров, имеющих право на пособие по старости. Они справедливо негодуют по поводу того, что их пособие за последние 11 лет увеличилось всего на 152 шекеля и этой добавки совершенно не хватает на то, что компенсировать рост цен. Министерство финансов, правда, успокаивает их, назидательно указывая, что у нас нет "пенсионеров, живущих за чертой бедности". Но, судя по всему, эти заверения не слишком утешают людей, живущих на пособие по старости.
А что с дорогими нашему сердцу депутатами? 50-летний депутат проработавший не менее шести лет, получает пенсию, составляющую одну треть его заработной платы, а просидевший в парламенте без перерыв более 9 лет, получит 50% от своей зарплаты.
Депутат, вышедший на пенсию по достижении семидесятипятилетнего возраста и находившийся в Кнессете не менее пяти лет, имеет право на пенсию в размере 70% от своей зарплаты. Но, увы, не у всех наших избранников есть достаточно стажа. Как же решить эту тяжелую проблему? Решение нашлось само собой. В 2017 "слуги народа" сами себе увеличили демократическим большинством пенсионные отчисления с 18,33% до 22,83%. Все в рамках закона…
Читайте также
Более того, зарплата депутатов, ровно как судей, министров, генеральных директор ведомств и прочих обитателей Олимпа, прикреплена, в отличие от простых смертных, к среднемесячной зарплате по стране. И потому растут они куда быстрее зарплат обычных смертных. Когда несколько лет назад независимая комиссия Кнессета решила отменить эту прибавку, депутаты отбросили свои традиционные разногласия, объединились и заблокировали это "вопиющее по своей наглости" решение.
Законно ли все это? Несомненно! Но вонь от всех этих решений невозможно не почувствовать. Это смрад, который распространяется на всю страну. Люди, которые обеспечили себе надежную и благополучную старость, указывают нам, как следует жить, и что такое прожиточный минимум. Деньги не пахнут. И неважно, сколько лет прошло после того, как Веспасиан произнес свои бессмертные слова.