Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Лапид попытался вмешаться в конфликт Либермана с минпросом

Лапид опасается электорального провала, если учебный год не начнется вовремя, но Либерман не собирается переживать.

Иегуда Шарони
26.08.2022
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Начиная с момента образования правительства перемен, взаимоотношения между главой правительства Яиром Лапидом и министром финансов Авигдором Либерманом переживали взлеты и падения. Лапид всегда умел похвалить Либермана, который совместно с Гидеоном Сааром был одним из архитекторов правительства перемен.

Более того, Лапид пошел дальше и присвоил Либерману звание "босс". Однако, через два месяца после расформирования правительства планка их отношений опускается все ниже и ниже из-за политических интересов.

Лапид перестал быть политическим джентльменом и с момента расформирования правительства пытается выжать максимум политических дивидендов в качестве главы правительства, даже если для этого надо переступить через коалиционных партнеров.

Разногласия с Либерманом начались еще в период обсуждения компенсаций для бизнесменов, когда Лапид попросил ускорить этот процесс и проявить больше щедрости. Накануне роспуска Кнессета Лапид не пожелал поддержать Законопроект о метро, несмотря на недовольство Либермана и министра транспорта Мейрав Михаэли.

Он опроверг все слухи о конфликте с министром финансов и заявил: "Никто не сможет рассорить меня с Либерманом. Мы работаем вместе, чтобы разрешить этот кризис".

Кроме того, существует неоконченная симфония на тему состава совета директоров Израильской электрической компании. Либерман заинтересован назначить Меира Шпиглера генеральным директором, но Лапид возражает не по существу. Либерман заинтересован также, чтобы Авраам Манела продолжил свою деятельность в Совете директоров, но и здесь Лапид против. До тех пор, пока эти споры не будут разрешены, Либерман будет препятствовать назначению в члены Совета директоров двух представителей рабочего коллектива. Что касается председателя Илана Бирана, соглашение, наконец, достигнуто, но его вступление в должность откладывается на середину сентября.

Актуальной темой, которая перерастает в политический конфликт, является соглашение с учителями по вопросу оплаты труда. И в этом случае Лапид опасается электорального провала, если учебный год не начнется в назначенный срок.

Однако Либерман не переживает и просит Лапида не вмешиваться и успокоиться. С его точки зрения, надбавка в 4 миллиарда шекелей на зарплаты для учителей (9000 шекелей в месяц для начинающего педагога) является приемлемой, и все, что осталось - это договориться о распределении средств. Лапид, со своей стороны, давно забыл, кто здесь "босс", и пытается через своих представителей в правительстве вмешаться в конфликт.

Если бы главой правительства был Нетаниягу, вмешательство было бы естественным. Можно представить себе, что Исраэль Кац в качестве министра финансов или даже Моше Кахлон не воспротивились бы вмешательству Нетаниягу, поскольку это происходило и в прошлом с положительным результатом. Но сейчас не тот случай.

В отличие от Нетаниягу, Лапид является главой переходного правительства, где каждый тянет на себя одеяло в соответствии со своими интересами. И чем Лапид может помочь? Здесь нет мгновенных ответов. Нам хватило его провальной попытки назначить депутата Кнессета Ринауи Зуаби консулом в Шанхае или депутата Кнессета Эли Авидара министром по делам разведки.

Кроме того, какой экономический совет Лапид может дать с целью разрешения конфликта? У него нет никакого советника, который мог бы дать эффективный совет для решения этой проблемы. Речь идет о предвыборном периоде, когда не может быть и речи о денежных вливаниях в качестве решения конфликта.

Либерман действует сегодня не только как министр финансов, но и как финансовый глава правительства, и он не намерен отказываться от этой позиции. До сих пор он препятствовал вмешательству членов правительства в дела его министерства, и это касалось также бывшего Главы правительства Нафтали Беннета. Я не был удивлен, когда министр финансов выступил с критикой в связи с попыткой вмешательства, носившей политическую окраску: "Нам не нужны наблюдатели или супервайзеры кашрута". С его точки зрения, любое вмешательство только мешает и является призом для профсоюза учителей, поведение которого он называет агрессивным и хулиганским.

Однако Лапид еще не сдался. На встрече с председателем Всеизраильского союза учащихся он заявил: "Мне не нравится тон, в котором говорят об учителях со стажем. Общество должно носить их на руках. Они не груз, а основа основ, они посвятили свою жизнь просвещению. Нет ничего красивее этого".

Но Либерман не тот человек, который станет молчать: "Тот, кто не знаком с нашим предложением, не понимает, что надбавку к зарплате получат и молодые педагоги, и учителя со стажем. Для нас самое важное - высокая результативность, и поэтому каждый педагог, который приложит усилия и покажет отличный результат, получит значительную прибавку к зарплате. Нашим детям и внукам положено высококачественное образование".

На совещании в министерстве финансов на прошлой неделе он заявил: "К сожалению, все, что связано с соглашением об оплате труда учителей, приобретает все более явную политическую окраску. Политики, которые вмешиваются в эту тонкую тему за два месяца до выборов, приводят к тому, что профсоюз учителей ужесточает свои позиции. Любая попытка принять решение в предвыборный период, минуя профессионалов Минфина, является незаконным политическим вмешательством. Тот, кто захочет это сделать, должен прежде уволить меня. Я дал указание сотрудникам ничего не подписывать и не участвовать в принятии подобных решений".

Если перейти ближе к делу, последний киббуцный договор об оплате труда учителей был подписан с ними в 2016 году. С тех пор договора не подписывались, кроме принципиального точечного соглашения в 2019 году (перед эпидемией коронавируса и очередным витком бесконечных выборов). Нынешнее соглашение выпало на долю правительства перемен и Либермана.

Он должен был привести к переменам и заняться не столько вопросом сколько дать, но и более принципиальными моментами: как поддержать стремление к отличным результатам в системе образования, как поднять уровень успеваемости учеников, как убедить молодежь идти на преподавательскую работу и как увеличить зарплаты учителей. Пришло время, чтобы все эти вопросы были вынесены на обсуждение.

Переговоры с учителями происходят после того, как были подписаны киббуцные договора с работниками сферы управления и хозяйства, психологами системы просвещения, социальными работниками, пожарными и другими секторами. Они начались в январе 2022 года, но в июне застопорились.

В то время, как в других случаях договора подписывались без единого дня забастовки, за спиной учителей всегда было грозное традиционное оружие - препятствие началу нового учебного года. Говорят, что два дня забастовки равноценны всей сумме надбавки для учителей, так почему же не заплатить и покончить с этим?

Читайте также

Оказывается, все не так. Либерман, проводящий Лапиду политический ликбез, пытается сделать то же самое с учителями. Министр финансов не готов выйти за бюджетные рамки в 4 миллиарда шекелей, которые он уже согласился заплатить. Он справедливо проявляет упрямство, поскольку проблемы системы образования, и без того глубинные, обострились в результате эпидемии коронавируса.

И если рабочий договор не подписывался в течение 6 лет, так зачем торопиться сейчас? Не страшно, если его подписание будет отложено на время после выборов (скажем, в конце 2022 года) без того, чтобы нам угрожали забастовкой. Несанкционированная надбавка повлияет на требования других секторов, ожидающих подписания трудовых соглашений. Они потребуют значительно больше того, что получили учителя.

Как бы то ни было, руки министра финансов связаны даже в том случае, если председатель профсоюза учителей Яффа Бен-Давид докажет, что ее позиция продиктована реальностью, а не политическими интересами. Бен-Давид предпочитает добиться надбавок для учителей со стажем, вместо стимулирования молодых учителей к высокой результативности и поощрения их напрямую директорами школ. Эта система уже работает вне рамок государственного образования, как, к примеру, в образовательной сети Дарка Хамеула во главе с замечательным доктором Гилом Перегом, финансируемой фондом Раши, в сети школ ОРТ и даже в гистадрутовских школах Амаль.

Так что пришло время, чтобы Бен-Давид вышла из мозговой спячки и, несмотря на свое прошлое в качестве учителя физкультуры, нашла бы математическую формулу, подходящую для выхода из кризиса ради учеников, родителей и израильской экономики.

Источник - Маарив

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке