На Ближнем Востоке ждут визитов американского президента, как подросшие дети - прихода Санта Клауса (или Деда Мороза). Вслух они говорят, что давно в него не верят, но сами наряжаются и надеются на подарки. Чаще всего в итоге все остаются недовольными: Санта из Белого дома опять принес не то и похвалил не тех.
Обычно лидеры США привозят в Израиль то, в чем, как они считают, мы больше всего нуждаемся. Чаще всего это мирные соглашения или их проекты, реже - деньги.
Президент-миллионер Дональд Трамп задал высокую планку, пролившись золотым дождем на весь регион и фактически признав израильский суверенитет над Иерусалимом. После его бенефиса было трудно представить себе, что кто-то может приехать с пустыми руками, но Джо Байден вернул нас к реальности.
На первый взгляд, переходному премьеру Яиру Лапиду крупно повезло, что визит Байдена пришелся на его правление. Для президента-демократа левый центрист Лапид - предпочтительный партнер. С ним было бы нетрудно добиться понимания по теме палестино-израильского урегулирования и исполнить наконец заветную мечту всех американских президентов. Глава "Еш атид" и его сторонники вправе были ожидать от Байдена какой-то значимой поддержки, реального действия или хотя бы заявления, которое помогло бы им на предстоящих выборах.
Вместо этого Лапид получил от Санты из Белого дома блестящую, но совершенно бесполезную игрушку - совместное подписание так называемой Иерусалимской декларации. В ней нет ничего нового, кроме традиционных заверений в дружбе и взаимном доверии, но это полбеды. Она еще и рассердила палестинцев своим названием - как США посмели упоминать Иерусалим в контексте отношений с еврейским государством! Поскольку Лапид и сейчас, и в будущем, если ему придется формировать коалицию, вынужден опираться на арабские фракции, обострение темы Иерусалима для него сегодня крайне нежелательно. Так что Байден успешно забил гол в ворота своего главного единомышленника в израильской политической верхушке.
У Лапида не так много возможностей проявить себя в предвыборный период, поэтому он делает упор на внешнюю политику, разъезжая по региону и ведя диалог с умеренными монархиями. Байден и тут умудрился подложить ему свинью, поспешив объявить открытие саудовского воздушного пространства для израильской авиации новым этапом сближения Израиля с арабским миром. На это сразу последовало опровержение из Эр-Рияда: небо само по себе, а нормализация сама по себе, не думайте, что мы у вас в кармане, арабские монархии сами решат, с кем им дружить и заключать союзы - может, с евреями, а может, и с Ираном. Вряд ли Эр-Рияд действительно рассматривает такую альтернативу, просто саудовцам не понравилось, что Байден решает за них. А дипломатическая активность Лапида теперь выглядит неубедительным блефом, за что он снова должен благодарить Санту из Белого дома.
Читайте также
Зато Нетаниягу торжествует. Мало того, что Байден прилюдно выразил ему свое расположение (ролик с сердечным рукопожатием Джо и Биби мы не раз увидим в ходе предвыборной кампании). Типичные для президента-демократа высказывания Байдена о двух государствах для двух народов - ценный подарок правому лагерю и лично главе "Ликуда2. Мы сразу вспоминаем непростое для Израиля правлением Обамы, противостоять которому способен лишь несгибаемый Биби. Байден - не Обама, ему одинаково безразличны и палестинцы, и израильтяне, но для предвыборной агитации такая ассоциация сойдет.
И еще один бонус для Нетаниягу, который позиционирует себя главным спасителем Израиля от иранской угрозы. Заявление президента о том, что США не позволят аятоллам обрести ядерную бомбу - просто сотрясение воздуха. А вот то, что Вашингтон по-прежнему рассчитывает на возобновление сделки (со смешной оговоркой: "мы не будем ждать вечно"), дает Ирану полную легитимацию тянуть время, ставить условия и продолжать ядерные разработки. Это прекрасно понимают и в Тегеране, и в Израиле.
Что касается палестинцев, то они получили долгожданный подарок - возобновление отмененной при Трампе финансовой помощи от автономии, но все равно остались недовольны. Ведь Байден, подтвердив свою приверженность принципу палестинской государственности в границах 1967 года, отказался признать ее в одностороннем порядке. А вот для израильтян, не согласных с территориальными уступками, упоминание границ 67-го года - сигнал тревоги, который заставит многих колеблющихся сделать выбор в пользу правых сил.
В итоге президент-демократ Байден за свой короткий визит умудрился дважды выстрелить себе в ногу - усилить израильский правый лагерь и подорвать шансы левых. Впрочем, возможно, Санта из Белого дома просто дает нам понять: не ждите подарков, разбирайтесь сами. Вопрос, кто раньше услышит этот намек и сделает из него выводы: мы - или Иран, ХАМАС, "Исламский джихад" и "Хизбалла".