Сергей Лавров напомнил всему миру, что, может быть, "у Адольфа Гитлера тоже была еврейская кровь". Поэтому, дескать, еврейское происхождение Зеленского не может быть аргументом против проводимой Россией "денацификации" Украины.
Вообще-то, одного этого высказывания достаточно, чтобы понять, насколько сам Лавров проникнут фашистскими идеями. Легенду о еврейском происхождении Гитлера придумал, конечно, не он. Бабка Гитлера, Анна Шикльгрубер, родила сына Алоиса вне брака. Забеременела она, когда была служанкой в доме у богатого еврея — отсюда и предположение, которое, впрочем, давно отвергнуто серьезными историками.
Но сейчас речь не об этом. Сами слова "еврейская кровь" уже подразумевают предположение о том, что этнические признаки передаются "с кровью" — по наследству. Именно так рассуждали фашисты, считавшие, что ни крещение, ни культурная ассимиляция не могут лишить евреев их еврейства.
Сотрудники МИДа России, которым надо было оправдываться за дикие слова своего шефа, выступили с заявлением, которое читается похлеще высказываний Лаврова. Здесь как пример приводится деятельность юденратов, которые "запомнились совершенно чудовищными деяниями".
Когда читаешь эти слова, то представляешь себе членов еврейских советов, которые с оружием в руках гонят своих сородичей на казнь. Тут же приводится пример Хаима Румковского, хотевшего, оказывается, погубить еврейских детей в Лодзи.
И какими же надо быть подонками, чтобы писать и говорить такое…
Знаю, что надо формулировать спокойно и взвешенно, но просто не удержалась — и убирать эту фразу не буду.
История юденратов — очень сложная и непростая. Члены юденратов выбрали сомнительный путь сотрудничества с нацистами, надеясь таким образом спасти еврейские общины. Они вели переговоры с нацистами, пытались убирать кого-то из списков людей, обреченных на депортацию. Конечно, это был полный ужас — убирая одних, надо было помещать туда других.
И это было страшный, непроглядный, кошмарный выбор. "Выбор Софи" — как в романе Уильяма Стайрона или в одноименном фильме с Мэрил Стрип, — главная героиня которого должна была выбрать в концлагере, кого из детей отправить на смерть ради того, чтобы сохранить другого.
Членов юденратов еще Ханна Арендт обвиняла в том, что они скрывали реальную правду об уничтожении евреев, шли на сговор с нацистами, чтобы сохранять спокойствие среди обреченных, надеясь таким образом оттянуть неминуемое или — опять же — спасти хоть кого-то.
Читайте также
Рудольфа Кастнера, возглавлявшего венгерский Комитет помощи и спасения и начавшего сложные и очень непрозрачные переговоры с Гиммлером о возможности выкупа евреев, после войны даже судили в Израиле. И признали виновным. А потом в высшей инстанции оправдали. Правда, к этому времени Кастнера уже убили люди, возмущенные тем, что он делал в Венгрии. И до сегодняшнего дня идут споры — кем он был: спасителем евреев или губителем. Об этом шла речь в моей лекции о природе зла…
Все эти мучительные темы, к которым историки обращаются с осторожностью и аккуратностью, были порождены войной, нацистскими злодеяниями и готовностью людей спасти свой народ любыми средствами.
Хаим Румковский действительно обратился к жителям гетто с речью, где повторялись слова "Отдайте мне ваших детей!" Таким образом он надеялся спасти взрослых жителей гетто. Вспоминаю роман Василя Быкова, где крестьяне, прячущиеся в лесу от фашистов, просят молодую женщину придушить плачущего ребенка — ты, мол, еще родишь, а нас сейчас всех найдут и убьют. Тот же жуткий выбор.
И когда циничные дипломаты вспоминают эти трагические истории, с которыми не сравнится ни одна трагедия Еврипида или Шекспира, и используют их, чтобы обосновывать злодеяния своего государства, то это двойное глумление — и над трагедией еврейского народа, и над нынешней трагедией Украины.
Уберите свои грязные руки от истории Холокоста! Не смейте оправдывать то, что вы творите сейчас, апеллируя к прежним трагедиям!
Хаим Румковский, кстати, погиб в Освенциме со всей своей семьей.