Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Мнения

А
А

Репатрианты из Украины обрели новый дом в поселениях Иудеи и Самарии

Совет поселений надеется, что репатрианты выберут Иудею и Самарию и обещает, что с абсорбцией за "зеленой чертой" проблем не будет.

Шило Фрид
31.03.2022
Источник:mnenia.zahav.ru
Кфар-Эльдад. Фото: Wikipedia / Yehudit Garinkol

Теплый прием, который ждет семьи выходцев из Украины в Иудее и Самарии, начинается еще до приезда в Израиль, - с помощи в пересечение границы охваченной войной страны. Совет поселений надеется, что правительство воспользуется опытом в решение таких задача и тонкий ручеек репатриантов превратится в мощный поток.

"Здешний караван - 90 квадратных метров, в Киеве у нас была 160-метровая квартира. Еще здесь есть собака, которая лает в шесть утра, мне это не привычно. Мы приехали сюда только с чемоданами, и даже их удалось взять с большим трудом. Но несмотря ни на что, мы не чувствуем, что нам чего-то не хватает. Мы просто вернулись домой, и на этот раз мы здесь останемся".

Так подытоживает Шломо Лифшиц, бизнес-консультант и до недавнего времени киевлянин, свои ощущения в качестве нового жителя поселка Кфар Эльдад в Гуш-Эционе. Его жена Рина — врач, и у них трое детей. Спасшись от ужасов российского вторжения в Украину, семья Лифшиц начинает новую жизнь в поселении, в котором немало русскоязычных жителей. Перед домом развевается украинский флаг — знак поддержки страны исхода, но цель — остаться на Святой Земле. "В Украине перед домом у нас был израильский флаг, теперь, когда мы приехали сюда, мы почувствовали необходимость в украинском", с улыбкой говорит Шломо.

Как и у многих ортодоксальных евреев в Европе, его одежда сочетает разные стили - от ультраортодоксального до современного: костюм, кроссовки и черная вязаная кипа. "Это третий раз, когда мы репатриируемся в Израиль, - рассказывает Шломо. - Предыдущие два раза у нас не получилось здесь остаться. Мы решили, что, когда старшая дочь будет старшеклассницей, мы попробуем еще раз". Его дочери Белле всего 13 лет, но вторжение России ускорило процесс. "Мы всегда надеялись, что переедем жить в Израиль. Приняли решение, что в подходящее время приедем навсегда. Вс-вышний решил, что это время настало, и мы счастливы что мы здесь".

"Здесь все для нас приготовили, - говорит Шломо. - В доме полно вещей. Мы не взяли с собой кроссовки для дочери, и нам уже принесли три пары. В доме полно одежды, и нас постоянно приглашают в центры помощи взять все, что мы хотим. Здешние семьи опекают нас во всем".

Не осталась без внимания и потребность в карнавальных костюмах на Пурим: "У нас в Украине много костюмов, но мы их не привезли с собой. О нашем Биньямине позаботились, он получил костюм волшебника, и он ему очень понравился. Сейчас его здесь нет, он пошел к друзьям", добавляет Шломо, довольный тем, что его сын в возрасте 7.5 лет уже освоился в поселении и встречается со сверстниками.

Опека, которую семья Лифшиц получила от поселенцев, началось еще до их прибытия в Израиль. В Совете поселений действует отдел Восточной Европы, который обычно занимается политической и информационной деятельностью среди официальных лиц этих стран и среди еврейских общин. Этот отдел возглавляет глава регионального совета Гуш-Эциона Шломо Нееман. Когда началась война в Украине, в рамках отдела был создан специальный штаб, который помогает еврейским общинам в этой стране. Представители штаба даже добрались до границы и помогают принимать беженцев в Молдове.

"Еще когда я был в Киеве, я спросил у своего знакомого в Израиле, с кем я мог бы связаться по поводу приезда сюда - , говорит Шломо. - Он увидел объявление Совета поселений о том, что в этих местах планируют принимать евреев, которые приедут из-за войны".

С началом боевых действий семья Лифшиц покинула свой дома в центре Киева. "В четверг, когда все началось, мы поняли, что происходит, - рассказывает Шломо. - Мы собрали чемоданы и бежали в Анатовку, населенный пункт под Киевом. Еврейская община планировала создать там надежное укрытие для всех евреев страны, надеясь, что русские не будут его бомбить. Но случилось наоборот: когда мы приехали туда, начался артиллерийский обстрел. Убежище превратилось в поле битвы. Мы слышали бесконечные выстрелы и хотели выбраться оттуда".

В Анатовку они прибыли в четверг, а уже в субботу семья Лифшиц была вынуждены снова спасаться бегством. Следует отметить, что раввины в этом случае разрешали выезжать в шаббат из соображений спасения жизни (пикуах нефеш). В шаббат украинские власти заявили, что будет открыт "гуманитарный коридор", через который можно будет выехать в приграничную зону. "Приехала полиция и вывезла нас колонной. Мы медленно ехали в сторону границы с Молдовой. На пути длинной 400 километров, мы проехали около 20 блокпостов", говорит Шломо и объясняет причину. "В Украину проникли российские диверсанты, некоторые в штатском, с намерением выдать себя за гражданских и свободно перемещаться по стране. Украинцы это поняли и сразу перекрыли дороги. Каждые несколько минут был блокпост, на котором проверяли нет ли у нас оружия и удостоверялись в том, что мы не российские солдаты".

На границе с Молдовой они встретились с представителями Совета поселений Иудеи и Самарии, а по прибытии в Израиль были приглашены поселиться в Кфар-Эльдаде. "В отличие от отеля или временного места, здесь у меня появился дом, - подытоживает Шломо. - Я могу выбрать, остаться ли мне здесь на несколько дней или надолго, и быть спокойным за свою семью".

Во время нашей беседы житель Кфар-Эльдада Игаль Комиссаров, опекающий семью Лифшиц, просит соседей подготовить караван для еще одной семьи, которая приедет в течение нескольких часов. "В поселении есть команда, которая заботится об этом на всех уровнях, - говорит он. - На данный момент сюда приехали две семьи из Украины, все мобилизовались и обо всем позаботились. Приготовили еду, обставили караван мебелью, принесли посуду, одежду, принимают их на субботние трапезы, помогают подобрать школу, найти работу, сопровождают их в процессах, связанных с МВД и во всех технических вопросах, связанных с началом их новой жизни в стране".

"Лучшее решение, которое мы приняли"

Меира Белорицкая приехала из Киева в поселение Ревава в Самарии со своими пятью детьми несколько недель назад. Ее муж Гершон, юрист и один из лидеров еврейской общины в украинской столице, остался там и помогает членам своей общины и евреям со всей страны. "Когда мы поняли, что нам нужно быстро готовиться к отъезду, я вспомнила рассказ пары наших друзей, которые уехали из Киева в Реваву, об их удачной абсорбции в поселении. Я позвонила им, и они сказали мне: "Приезжайте, здешняя абсорбция не похожа на абсорбцию ни в одном другом месте. Поверьте нам, вы не пожалеете". Действительно, после двух недель здесь я могу сказать, что мы не сожалеем и что это было правильное решение". И в этом случае община в Реваве в кратчайшие сроки организовала для Меиры и ее детей жилье, мебель и многое другое.

"Мы давно думали о репатриации, - делится Меира, - Но мне это всегда казалось сложным и страшным процессом. Из-за войны все произошло очень быстро, а после того, как мы оказались в поселении, все страхи развеялись. Мы не ожидали, что так много жителей поселения будут рады принять нас. До нашего приезда я очень опасалась того, что мои дети будут болтаться первые несколько дней без дела, но меня ждал приятный сюрприз. На следующий день после нашего приезда они уже влились в систему образования и даже получили портфели и учебники. И третий сюрприз - на этой неделе один из моих детей заболел, и поскольку у него еще нет номера удостоверения личности, он не может быть членом больничной кассы. Об этом узнал раввин поселения, и вместе с друзьями сразу же нашел моему сыну бесплатное лечение.

До сих пор у меня не возникала потребность в машине. Меня подвозят куда надо, сопровождают по разным инстанциям. Я только приближаюсь к остановке, а кто-то уже предлагает меня подвезти и везет именно туда, куда мне надо. Нам это непривычно, и понятно, что всего этого бы не было при абсорбции в городе. Я благодарна людям, которые помогают нам, и рассказываю друзьям, находящимся в процессе репатриации в Израиль, что это было лучшее решение, которое мы приняли".

Глава регионального совета Гуш-Эцион Шломо Нееман лично опекает некоторые семьи. Нееман, который сам приехал в Израиль из СССР и чувствует личную солидарность с репатриантами, просит правительство относиться к поселениям Иудеи и Самарии как к местам, которые могут взять на себя задачу приема ожидаемой волны репатриации.

"Покас прибыли считанные семьи, - говорит он, - Но это процесс, занимающий время. Есть люди, которые уже садятся в самолет, а некоторые приземлились в Израиле, но находятся в гостинице и ждут получение статуса репатрианта". Нееман считает, что основное количество репатриантов прибудет из России, а не из Украины. "У тех, кто стал беженцем, есть множество вариантов. Все европейские страны открыты перед ними и предлагают помощь, статус и жилье, - объясняет он. - Они могут выбирать между Веной и Димоной. Даже те, кто уже приехал сюда из Украины, в некоторых случаях видят в пребывании в Израиле временное решение, пока они не смогут вернуться домой.

В отличие от украинцев, выходцы из России живут при диктаторском режиме, который может посадить вас на 15 лет за неосторожное высказывание в Твиттере. Также возможно, что границы закроются, и страна вернется к политике "железного занавеса". Даже когда война закончится, найдутся люди, которые не захотят жить при таком режиме. Если Израиль будет готов увеличить число полетов из России и снизить их цену, люди будут садиться в самолеты и прилетать сюда. Поэтому я думаю, что в долгосрочной перспективе волна репатриантов прибудет именно из России".

Нееман призывает государство направлять как можно больше репатриантов в поселения Иудеи и Самарии. "Караванные поселки будут служить первым местом обитания репатриантов, и мы знаем, как это устроить. Сегодня мы занимаемся поиском земли для создания мест абсорбции. Уже сегодня я ищу жилье в Гуш-Эционе и хочу арендовать его, чтобы оно могло находиться в распоряжении регионального совета, и тот, кто приедет в Израиль, сможет пожить там две недели или месяц, столько, сколько понадобится на первых порах. Я призываю правительство отложить политику в сторону и понять, что здесь есть местные власти, обладающие необходимым опытом и знаниями для создания таких комплексов, и общины, умеющие принимать репатриантов".

Поселения, по словам Неемана, имеют в этом смысле преимущества, которых нет у больших городов. "Возможно, они не смогут принять большую массу людей, но обеспечат качественную опеку, все услуги и внимание со стороны общины, а это очень важно. Я также говорю принимающей стороне: войдите в положение репатрианта. Раскройте для него объятия и поддержите его, но также поймите, что он не обязательно останется жить в поселении. Возможно, он приезжает на какой-нибудь период, а затем найдет место, которое ему больше подходит. Принимающую сторону это иногда разочаровывает".

Лиэль Дубински из Рамат-Гана, приехавшая в Израиль несколько лет назад в рамках программы НААЛЕ, обратилась в штаб Совета поселений с просьбой помочь ей спасти 82-летнего отца, находившегося в Харькове во время бомбежек. Добровольцы штаба связались с ним и направили его к представителям ХАБАДа, которые организовали автобусы из Харькова в Днепропетровск. Оттуда пассажиры направились к пограничному переходу, а затем в Кишинев, столицу Молдовы. В Кишиневе их встретил директор русскоязычного отдела Совета поселений Элиша Хенкин, который позаботился о каждой детали — от еды и одеял до регистрации на рейс "Ихуд ха-Ацала".

На протяжении всего пути добровольцы штаба сопровождали Лиэль и консультировали ее отца по выбору наиболее безопасного маршрута для него, как с точки зрения безопасности, так и с медицинской точки зрения. "Совсем как солдатки-наблюдательницы во время военной операции, - говорит Лиэль. - Благодаря тому, что волонтеры владеют русским языком и были связаны со всеми сообществами и организациями, а также хорошо знают местность, я смога принимать правильные решения на всех этапах пути. Это было огромное преимущество". После того, как ее отец прибыл в Израиль, Лиэль вызвалась помогать другим, и сама присоединилась к штабу. Она помогает оказывать гуманитарную помощь евреям, которые все еще живут в осажденном Мариуполе, ее родном городе, а также перевозить евреев и других жителей Украины через границу.

Читайте также

Натали Набитовски —директор русскоязычного штаба Совета поселений. "Мы опекаем тех, с кем имеем контакт, с момента их нахождения дома в Украине и пока они не доберутся до одного из поселений, если они пожелают это сделать", рассказывает она. "Людям нужно найти возможность выбраться, и есть пожилые или больные, которые не могут передвигаться сами, и им нужна помощь с едой и лекарствами. На первом этапе мы создали систему, которая связывается с ними, видит, что им нужно, и связывает их с теми, кто может им помочь в Украине. Затем, мы информируем тех, кто хочет выехать, о том, до какой границы легче всего добраться, кто их там может встретить, как можно помочь им по прибытию в Израиль".

"Позже, если кто-то решит репатриироваться в Израиль и приехать в Иудею и Самарию, мы хотим, чтобы его абсорбция была максимально качественной. Те, кому нужна помощь в открытии счета в банке, подписании договора на квартиру, поиске места для учебы - получат ее через нас. Мы в начале пути. Когда приедут новые семьи, мы создадим систему "семья принимает семью". Каждой семье, которая приедет в Израиль, будет выделена опекающая семья, которая будет помогать ей во всем. К нам уже обращаются десятки семей, и мы верим, что число обращений будет только расти".

"Мы получаем много запросов от местных советов и от поселений в Иудее и Самарии, которые готовы немедленно подключиться и принять семьи, - говорит генеральный директор Совета поселений Игаль Дильмони. "На протяжении многих лет Совет поселений было нацелен на репатриацию евреев и на их интеграцию в поселениях, и я уверен, что так будет и на этот раз. Мы привлекли замечательных волонтеров и новых сотрудников, которые работают день и ночь и помогают общинам и отдельным людям. Трогательно слышать о помощи, которую наши работники оказали пожилым людям в Кишиневе, об успехах нашего штаба в организации перевозки семьи из ее дома на границу и о подобных действиях. Большое моральное удовлетворение приносит осознание того, что нам удается спасать евреев".

Источник - Макор Ришон

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке