Что есть в Айелет Шакед, что всегда делает ее центром переполоха, той, которая вызывает на себя больше всего огня, и извергает немало огня в ответ? Когда она была министром юстиции, это происходило в министерстве юстиции. Когда ее назначили на, казалось бы, скучный пост министра внутренних дел, - "бум". Внезапно это самое взрывоопасный, самый противоречивый и вызывающий большие страсти пост - благодаря проблеме беженцев.
В последние недели Шакед вела арьергардные бои по этому вопросу, который очень ей важен. Да, она консервативна и считает, что Израиль не должен принимать беженцев без счета. С другой стороны - страшные картины войны, общественное мнение и общественное давление. В конце концов, сейчас достигнут какой-никакой баланс.
За кулисами шли интересные переговоры. Причем именно Зеэв Элькин, человек, разделяющий мировоззрение Шакед, был ее основным оппонентом в правительстве.
Элькин с Украины. Его брат в Харькове, под обстрелом. Но Элькин подошел к спору совершенно в другой плоскости: не эмоции, а факты. Большая часть споров между ними не просочилась наружу по простой причине: они разделяют схожее мировоззрение и дружат. Они не топтали друг друга. И здесь тоже посредником был Беннет. Нафтали Беннет.
Они несколько раз встречались с премьер-министром. Беннет вступил в спор, будучи на стороне Шакед. Элькину удалось переместить его в центр. Беннет попросил Шакед договориться с Элькиным. Так это было, они несколько раз сидели втроем, продолжили по телефону и закрыли дело. Сейчас на фронте спокойно. Если ситуация ухудшится и увеличится поток беженцев, все начнется сначала.
Аргумент Элькина прост: нет никаких шансов, что Израиль наводнят украинские беженцы, на которых не распространяется Закон о возвращении.
Причина: в Европе они получают финансовую помощь, "корзину абсорбции", медицинскую страховку и разрешение на работу. В Израиле они ничего не получают. Поэтому они не заинтересованы попасть именно сюда, и уж точно не заинтересованы в том, чтобы остаться после окончания войны.
Так почему же они все-таки приезжают? Во-первых, они не приезжают. 5000 из трех миллионов — это минимальный процент. Во-вторых, те, кто все-таки приехал сюда, приехали потому, что им здесь есть, у кого остановиться. Все те, у кого есть здесь родственники (но они сами не имеют "права на возвращение") или друзья, у которых они могут получить временное убежище, место для проживания, место, где передохнуть, прийти в себя и отдышаться, - те приезжают.
А если они останутся? Во-первых, в нынешних цифрах это действительно не существенно. Во-вторых, Элькин приводит цифры: за последнее десятилетие через Израиль "прошел" миллион украинцев. Туристы, бизнесмены и работники, особенно в сфере ухода за больными. Из них 13 тысяч остались в Израиле. Опять же, это минимальный процент.
Если пропорцию перевести на 5 или 10 тысяч беженцев, то окажется, что, в конце концов, здесь может остаться несколько сотен украинцев. Что ж, является ли это стратегической угрозой еврейской идентичности Государства Израиль?
"Те, кто приезжает сюда, не собирались покидать Украину, - поясняет Элькин, - семьи приезжают без мужчин. В основном это средний класс, те, кто успел мобилизовать ресурсы, чтобы покинуть страну. Это люди, которые вернутся в Украину после войны. Они предпочитают приехать сейчас, погостить у друзей или родных вместо того, чтобы пытаться обосноваться в Европе, снять квартиру, найти работу.
Истерия совершенно излишняя, а тем временем нанесенный нам политико-медийно-общественный ущерб огромен. Притом ведь никакой панике нет места. Тем временем мы действовали в нарушение безвизового соглашения с Украиной и нанесли себе большой ущерб. Представьте, что здесь у нас начинается война, ракеты падают на города и Европа вдруг закрывает свои ворота для израильтян. Словом, я рад, что в итоге мы вышли на правильную дорогу".
На этой неделе Шакед встречалась с послом Украины в Израиле. Это дипломат, который допускал спорные высказывания, но ему ведь не позавидуешь в эти времена. Он принес ей букет цветов и извинился.
Читайте также
На прошлой неделе произошел неприятный инцидент. После того как они впервые встретились и договорились сотрудничать в тесном контакте, на следующий день Шакед узнала из СМИ, что посол присоединился к иску, поданному против правительства в БАГАЦ. Она чувствовала себя обманутой. Он ее понял. На данный момент отношения приведены в порядок. Украинцы пытаются понять всю сложность положения Израиля. Не всегда удачно.
Президент Украины Зеленский уже выступал перед британским парламентом, Конгрессом США и другими парламентами по всему миру. Все время это происходило в прямом эфире, при полном зале и под аплодисменты. Только вот мы колеблемся, топчемся на месте, затягиваем и, наконец, договариваемся о записанном выступлении, которое будет передано депутатам через "зум", но не на пленарном заседании. Кнессет на каникулах.
Еще одно событие, которое не прибавит нам уважения.
(статья была опубликована до того, как Владимир Зеленский выступил перед израильскими парламентариями - прим. mnenia.zahav.ru).
Источник - Walla!