Пока в министерстве финансов празднуют отличные макроэкономические показатели 2021 года и снижение безработицы, Банк Израиля, как и другие ведущие центробанки, готовится к смене денежно-кредитной политики, чтобы бороться с инфляцией. Тем временем, война в Украине грозит дестабилизировать глобальную экономику, отозвавшись головной болью на Ближнем Востоке в целом, и в Израиле в частности.
Яйца, железо, хлеб, бензин - последствия событий в Украине для Израиля
Израиль получает около 40% импортируемых зерновых из Украины и еще 15% - из России. Поэтому начало военных действий приведет к резкому подорожанию мучной продукции, птицы (корм) и т.д.
Однако первым ударом по карману израильского потребителя станет резкое подорожание яиц. Из трех основных поставщиков яиц в Израиль два уже выпали - Италия из-за птичьего гриппа, а Турция - из-за проблем с ветконтролем. Контракты на импорт яиц перед Песахом уже заключены с украинскими поставщиками, и их срыв приведет к повторению сценария Песаха 2020 года.
Следует также учесть, что геополитические устремления Кремля, уже приведшие к образованию "израильско-российской границы" в Сирии, теперь грозят еще большей дестабилизацией всего Ближневосточного региона, и без того стабильностью не отличающегося.
Египет, где хлеб является важнейшим продуктом питания, распределение которого контролируется армией, импортирует зерновых на 4 миллиарда долларов в год, из которых четверть - из Украины и треть из России.
Иордания импортирует зерновых на 700 миллионов долларов в год, из которых около трети приходится на Россию и Украину.
Турция импортирует зерновых на 3,6 миллиарда долларов, из которых две трети приходятся на Россию и Украину.
Причем что важно, для Ближнего Востока Украина является удобным и близко расположенным источником зерновых (в первую очередь - кукурузы и пшеницы).
Кроме того, для Израиля, как и для его соседей по региону, Украина является важным источником железа и железной продукции. Конечно, железо менее критично для региональной стабильности, но его резкое подорожание (от других поставщиков оно будет существенно дороже) или дефицит будут иметь долгоиграющие последствия для жилищного строительства и инфраструктурных проектов.
Нефть, скорее всего, продолжит дорожать в ближайшие месяцы в любом случае по причинам, не связанным с Россией и Украиной, и очевидно, что после начала полномасштабной войны цены на энергоносители просто взлетят. К счастью, Израиль в значительной мере огражден от этого влияния собственными газовыми месторождениями, однако рост цен на бензин и уголь, как показала практика, не обойдут стороной и его.
Помимо пшеницы, яиц и железа, Украина является важным для Израиля поставщиком услуг. 41% субподрядчиков израильских поставщиков услуг базируются на Украине. Из них 67% субподрядчиков поставляют услуги по разработке программного обеспечения. По словам представителей израильских хайтек-компаний, в случае необходимости можно будет перевести такие центры из Украины в Португалию (следующая за Украиной страна по соотношению цена/качество в данной сфере), но это потребуется несколько месяцев.
Также в числе возможных последствий в израильском институте экспорта называют удорожание билетов на авиарейсы в связи с необходимостью облета зоны конфликта, сокращение торгового оборота с Россией (1,7 миллиарда долларов) из-за экономических санкций. В 2015 году, после занятия Россией Крыма, оборот сократился на 30%.
Еще одна возможная угроза - эффект домино, в результате которого израильская экономика пострадает из-за ухудшения экономического состояния Турции и ряда других стран вследствие российского вторжения в Украину и ужесточения антироссийских санкций.
Следует отметить, что на данный момент санкции, введенные Западом против России после признания независимости ЛНР/ДНР, расценивались рынком как достаточно мягкие, а вероятность того, что они затронут российский энергетический сектор - как низкие. Однако теперь ситуация меняется кардинально.
Также отмечу, что в отличие от мировых торговых площадок, в последние дни окрашенных в красный цвет, на Тель-Авивской бирже наблюдается так называемая "боковая тенденция". К концу недели ведущий индекс ТА-35 находится практически на том же уровне, что и в начале недели.
Читайте также
Учетная ставка и рынок недвижимости
В середине марта произойдет важное для мировой экономики событие - Федеральная резервная система США впервые за долгое время повысит учетную ставку. Причем, по словам представителей руководства ФРС, не исключено, что ставка будет повышена не на 0,25%, а сразу на 0,5%. Этот шаг станет подведением черты под программой вливания денег в финансовую систему и началом политики сдерживания инфляции.
На фоне новостей из-за океана Банк Израиля также дал на этой неделе понять, что планирует начать повышение учетной ставки, однако в Израиле это произойдет с некоторой задержкой, в апреле или мае, в зависимости от инфляционных показателей. В Центробанке хотят воспользоваться ситуацией для определенного ослабления курса израильского шекеля.
Повышение учетной ставки должно также стать сигналом к изменениям на рынке недвижимости. С одной стороны, оно автоматически повлечет за собой увеличение выплат по той части ипотечных ссуд, которая привязана к ставке прайм, вдобавок к увеличению выплат по ссудам, имеющим привязку к инфляции. Соответственно, вырастет нагрузка на тех, кто уже взял ипотеку, и подорожает ипотека для тех, кто только собирается ее взять. Для семьи, взявшей ипотеку в миллион шекелей, из которой две трети - под ставку Prime, повышение учетной ставки на 0,25% будет означать увеличение ежемесячных выплат на 90 шекелей. Учитывая текущие прогнозы повышения учетной ставки (четыре повышения за два года), через год ей придется платить на 360 шекелей в месяц больше.
С другой стороны, повышение учетной ставки будет означать возвращение возможности солидных инвестиций и снижение привлекательности рынка недвижимости в качестве их альтернативы. Быстрого эффекта здесь ждать не стоит, разрывы в прибыльности пока что слишком высоки, но при накопительном эффекте это должно убрать из рынка недвижимости лишние деньги и, соответственно, снизить темпы роста цен.