Читайте также
В политике союзников выбирают не по происхождению, и даже не всегда по идеологическим убеждениям, но по стратегическим и тактическим интересам.
Авигдор Либерман и Арье Дери – старые друзья и союзники. Казалось бы, что общего у главной мишени ШАСа – Ивета и Дери – традиционного жупела «Нашего дома». Между тем, у партийных лидеров установились многолетние тесные связи. Это вовсе не означает, что Дери вдруг согласится с призывом харедим в армию, а Либерман похоронит идею светских браков и облегченного гиюра. Они готовы дискутировать на эти темы, но не дают идеологии помешать этому взаимовыгодному союзу.
В прошлом Либерман и Дери успешно сотрудничали, объединяясь то против одного, то против другого конкурента, и эти личные отношения немало значат.
Кое-кто стремится поставить под сомнение эту дружбу и вспоминает австрийского бизнесмена Мартина Шлафа, который якобы их познакомил. Шлаф сошел со сцены, а Ивет и Дери продолжают выступать вместе против сложившейся судебной системы, критикуют прокуратуру и полицию.
В их судьбе много схожего: Дери пришлось отсидеть три года за финансовые нарушения, а дело Либермана побило все рекорды по сроку давности. И того, и другого не раз пытались привлечь по самым разным статьям. 6 ноября Либерман ожидает очередного, последнего, решения суда, и дело по назначению Бен-Арье послом в Латвию остается последним мышонком той самой бесплодной горы. Тем не менее, многие напряженно ожидают вердикта, в том числе Арье Дери. Он молится за полное оправдание Либермана, и если это произойдет, то их возрожденный союз окажет серьезное влияние на политику.
Победа Либермана приведет, скорее всего, к драматическим последствиям уже в первые недели. Он громогласно объявит о разрыве с Ликудом, разрыве не идеологическом, а организационном, означающем кончину общего списка «Ликуд – Бейтену». Этот союз к настоящему «браку» не привел, и даже стакан разбить не удалось...
Официально сладкая парочка Ивет и Биби продолжают вести совместное хозяйство в Кнессете и правительстве, но каждый думает о разделе имущества. Уже много недель ни в одном из интервью премьера Либерман не фигурирует в качестве лучшего друга, однако Биби не говорит о нем ни одного плохого слова. Пост главы МИДа за Иветом зарезервирован, лишь бы суд решил в его пользу.
Стоит дождаться оправдания, как Ликуд и НДИ разделятся. Это вовсе не значит, что министры НДИ выйдут из правительства и партия уйдет в оппозицию. Этого ему Биби не простит, потому что у премьера и без «Нашего дома» свои проблемы на правом фланге, да и Ивету будет жаль лишиться второго поста в стране и серьезных позиций в правительстве.
Но соломинкой, которая сломает спину этому двугорбому верблюду, несомненно, станут выборы в Иерусалиме. Дери и Либерман видят в Моше Леоне своего представителя в самом большом израильском городе. Ликуд тоже поддержал Леона, но Биби, как мы писали, так и не выказал ему личную поддержку. Хотя подобные заявления он делал в десятках случаев в других городах. Либерман сердит на премьера, и если Леона не изберут мэром, он во всем обвинит Биби. Либерман хочет, чтобы ШАС во главе с Дери вошел в правительство, и этот блок ослабил бы и Ликуд, и стал противовесом Лапиду с Беннетом. Ради этого он даже готов инициировать правительственный кризис, вытолкнув кого-нибудь из коалиции – «Еш атид» или «Байт Иегуди».
ШАСу не нравится, что бюджеты религиозных организаций сегодня распределяет «Еврейский дом», а переломить ситуацию можно, только войдя в коалицию.
Биби, как шахматный игрок, видит всю опасность грядущих ходов Дери при поддержке Либермана и хотел бы держать последнего на коротком поводке, сколько бы ни стоил его прокорм. Но выборы столичного мэра оставят после себя груду разбитых тарелок, склеить их будет тяжело. После смерти Овадии Йосефа руки у Дери вроде развязаны, хотя его главный соперник Эли Ишай так не считает. Словом, после 6 ноября политические баталии могут пойти по всем направлениям.