На вопрос "Как дела?" Авигдор Либерман обычно отвечает своей любимой отговоркой: "Как в раю!", излучая при этом олимпийское спокойствие. Но совсем не таким он предстал перед нами, когда мы пришли для обстоятельного разговора к нему в министерство. Министр был встревожен и озабочен, а его предостережения звучали пугающе. "Мир должен пробудиться, причем, сегодня, сейчас же, иначе нас ждут темные времена хаоса и анархии".
Существует четыре катализатора хаоса, считает Либерман.
Первый - появление и широкое распространение технологий, управляемых искусственным интеллектом. Сейчас совсем молодые хакеры способны со своих компьютеров и мобильных телефонов делать такое, что нельзя было даже вообразить несколько лет назад.
Он добавил, что в США запрещено использование вблизи аэропортов связи 5G из опасений, что люди со своих гаджетов смогут перехватывать управление самолетами. Лет через десять, говорит Либерман, у любого мальчишки в телефоне будет программное обеспечение не хуже, чем Pegasus, разработанный израильской компанией NSO.
"Речь идет о технических новшествах, которые появляются без какой-либо координации или контроля, указывает Авигдор Либерман. Этот процесс никак не регулируется в глобальных масштабах и может привести нас к поистине катастрофическим последствиям".
Второй катализатор, по мнению нашего собеседника, это расцвет во всем мире криптовалют. На сегодняшний день их существует 15 000 разных видов.
"Собирается группка людей и создают свою цифровую валюта. В Иране есть криптовалютные рынки, которые позволяют отмывать деньги и обходить санкции, их можно использовать для финансирования террора и преступности".
По его словам, что государства типа Израиля, с высоким уровнем развития технологий, найдут ответ на подобный вызов. "Однако по крайней мере 140 из 193 стран-членов ООН вряд ли располагают возможностями" - сказал он.
Что произойдет, если крупные межнациональные корпорации выйдут на рынок со своей собственной валютой?
"Не важно, будет это "Тесла", "Амазон" или другая компания. В тот момент, когда они сделают это, в каких-то из этих 140 государствах граждане утратят доверие к своей национальной экономике, своему руководству и самому государству".
Не существует и не может существовать единого монетарного органа, способного производить регуляцию 15 000 разных валют, особенно когда отдельные страны делают с ними что хотят, сказал Либерман, имея в виду Сальвадор, который сделал биткоин своей официальной валютой, в отличии от Тайланда , который запретил его использование.
Третий катализатор, по словам Либермана, это то, что происходит в Darknet ("теневой сети"), где собираются преступники и террористы. Либерман рассказал, что ему довелось получить представление об этой сети, когда он был министром обороны и председателя комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне.
"Ситуация становится еще более сложной и чреватой далеко идущими последствиями из-за возможности распространения фейковых новостей и конспирологических теорий. - сказал он - То, что мы видим в обычном интернете - это детские игры по сравнению с Darknet, где собраны преступники-психопаты, террористы и шпионы".
Четвертый катализатор - это тяжелый кризис, даже коллапс международной системы и вообще мирового порядка. Иллюстрацией, по его словам, служат переговоры в Вене, где супердержавы продолжают попытки достичь нового ядерного соглашения с Ираном. Они продолжают увещевать иранцев, которые в то же самое время снабжают хуситов в Йемене баллистическими ракетами и беспилотниками и приказывают атаковать ОАЭ.
"Супердержавы даже пальцем им не погрозят, они не осмеливаются сказать во всеуслышание, что за этими атаками стоит Иран, - говорит Либерман. - А Северная Корея проводит испытания ракет, но это не вызывает противодействия. А в Афганистане власть захватили талибы. Все это демонстрирует слабость сверхдержав и их неспособность поддерживать порядок".
Все это вместе взятое порождает хаос и анархию, заключает Либерман.
Что же можно этому противопоставить, спрашиваем мы.
"В каждой стране надо подняться выше повседневных проблем, чтобы остановить эти тенденции, - отвечает он. - Существует только одна возможность: координировать усилия со всеми значимыми игроками на мировой арене".
По его словам, это означает, что Большая Семерка - межправительственный политический форум, в который входят Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США, должны совместно с Россией и Китаем поддерживать новый мировой порядок, чтобы предотвратить сползание к глобальному хаосу.
"Необходимы единые правила и регуляция во всех указанных областях. Если же это не будет сделано, голливудские фильмы ужасов превратятся в реальность", - предостерегает он.
Либерман не уверен, что этот план сработает, но одно несомненно: мир находится в критической точке и действовать нужно немедленно.
Он рассказывает, что недавно беседовал с президентом Тель-Авивского университета и попросил его собрать лучшие университетские умы, чтобы построить модели ситуаций, к которым может привести неконтролируемое развитие компьютерных технологий, криптовалют, Darknet и крушение мирового порядка.
"Время действовать, принимать срочные меры", - сказал он.
Переходя к проблемам израильской экономики, министр финансов выразил оптимизм и веру в то, что в наступившем году рост будет продолжаться. К середине февраля он надеется увидеть заметное улучшение большинства параметров: объемов сделок по кредитным карточкам, числа авиарейсов, интенсивности дорожного движения, торговли - все эти показатели в стране должны вернуться к своему обычному уровню.
Либерман не слишком озабочен ростом инфляции в мире. В США был недавно побит рекорд за последние 39 лет - 7%. В Израиле же ситуация в этом плане значительно лучше, благодаря высокому уровню занятости.
Но можно возразить, что обычный человек смотрит сначала в свой карман - и видит рост стоимости жизни, в том числе повышение цен на товары первой необходимости. В понедельник ЦСБ сообщило, что индекс потребительских цен вырос в 2021 году на 2,8% и увеличился еще на 0,1% по состоянию на 30 января.
"Мы пытаемся найти баланс и остановить рост цен, - говорит министр финансов, - предприняли целый ряд мер для улучшения ситуации".
Он напомнил о трех обещаниях, которые дал избирателям перед последними выборами: принять двухлетний бюджет, снизить стоимость жизни и повысить зарплаты солдатам ЦАХАЛа.
"Мы сказали, что будем делать все это, и мы это сделали", - продолжил он.
"Нам это удалось, потому что мы приняли три смелых решения, на которые не отважилось прошлое правительство: прекратили платить за вынужденные отпуска (ХАЛАТ), пообещали, что не будет локдаунов, надо научиться жить с короной, и третье - тут надо отдать должное премьер-министру Нафтали Беннету, потому что это он начал пробивать осуществление этой меры - Израиль стал первой страной, где граждане стали получать третью прививку против коронавируса".
Либерман считает необоснованной критику в свой адрес со стороны мелких предпринимателей, упрекающих его министерство в слишком медленных темпах предоставления помощи во время последней волны пандемии. На прошлой неделе началась реализация ряда новых мер помощи бизнесу и предпринимателям-одиночкам. В рамках этого плана будет предоставлена финансовая помощь на 1,3 млрд шекелей. Он включает изменение некоторых бюрократических процедур в интересах бизнеса, помощь в получении займов с гарантией государства, содействие мелким и средним экспортерам.
"В министерстве финансов все строится на ежемесячных и квартальных отчетах, - объясняет Либерман. - По этим данным мы должны оценивать потери. А то не прошло и месяца или даже недели - и люди начинают требовать компенсаций. За какой период? За месяц? За неделю?"
Призывая владельцев бизнеса к терпению, Либерман одновременно, в случае необходимости, ускоряет выплаты. Так, он распорядился, чтобы его министерство немедленно рассчитывалось с поставщиками государству без допускавшейся ранее 90-дневной отсрочки. Министр финансов дал также указание Налоговому управлению выплачивать специальное пособие малым предприятиям (общий объем этого ассигнования составит полмиллиарда шекелей).
"Мы пытаемся разрядить обстановку", - отмечает Либерман.
Мы сказали, что следующую волну туристов в Израиль можно ожидать на Песах. Может ли он гарантировать, что туристы смогут въехать в нашу страну?
"С большой степенью вероятности, да, - ответил министр финансов. - Конечно, с соблюдением всех процедур, которые диктует эпидемия".
Авигдор Либерман был одним из архитекторов соглашения о ротации между Нафтали Беннетом и Яиром Лапидом на посту премьер-министра и сейчас подтверждает, что намерен предпринять конкретные шаги для того, чтобы эта ротация действительно осуществилась, как было договорено, 27 августа 2023 года.
В мае он планирует представить на голосование в кабинете министров проект государственного бюджета на 2023-24 годы. В Кнессете бюджет, по его словам, должен быть утвержден в сентябре, до осенних парламентских каникул, то есть, задолго до 31 декабря, конечного срока, который еще мог бы быть продлен до 31 марта.
"Это обеспечит стабильность, которая нам так необходима, - поясняет Либерман. - Ротация будет произведена, я в этом не сомневаюсь. А принятие бюджета просто необходимо. Мы видели, что происходит, когда нет бюджета".
Внутри коалиции существовали опасения, что депутаты попытаются использовать принятие бюджета, чтобы свалить правительство перед ротацией и не допустить Лапида в кресло премьера. Именно подобным образом был положен конец кабинету Нетаниягу-Ганца.
Беннет сказал в интервью на прошлой неделе, что, по его мнению в случае, если Нетаниягу отклонит досудебное соглашение по своим уголовным делам, то это укрепит коалицию. Либерман же полагает, что если Нетаниягу и пойдет на сделку, то и это не помешает коалиции.
"Если Биби уйдет, это даже усилит коалицию - гражданские войны в "Ликуде", вызванные его уходом, затянутся намного дольше, чем на три месяца", - уверен Либерман.
Он напомнил об угрозах, уже раздающихся из уст депутатов Кнессета от "Ликуда". К примеру, Давид Амсалем заявил, что не допустит победы своего давнишнего противника и соперника Нира Барката в борьбе за лидерство в "Ликуде". Члены "Яадут ха-Тора" и депутаты от другой ультраортодоксальной партии - ШАС заявили, что у них нет никаких обязательств перед ""Ликудом"", а есть только перед Нетаниягу лично.
"Нетаниягу придется предстать перед судом, - говорит Либерман. - Новый генеральный прокурор не удовлетворится ничем меньшим, чем признание действий Нетаниягу позорными ("колон"), так что никакого досудебного соглашения не будет".
Либерман предположил, что когда Нетаниягу покинет политику, могут произойти перемены, которые он называет большим политическим взрывом.
"Многие сейчас не в "Ликуде" только из-за Нетаниягу, - сказал Либерман. - Я сам не вижу никакой проблемы находиться в одной коалиции с "Ликудом". Но с Нетаниягу? Ни при каких условиях!"
Либерман рассказал, что бывший депутат Кнессета предложил ему провести открытые праймериз "Ликуда", Ямины, "Новой надежды" и НДИ. Но он счел эту идею нерелевантной, поскольку, как он понимает, Нетаниягу не уйдет с поста главы "Ликуда", даже если это будет означать открытие пути для Лапида в кресло премьера.
Две недели назад Либерман проголосовал за расследование роли Нетаниягу в так называемом деле о подводных лодках, хотя он был знаком с подробностями этого дела еще будучи министром обороны, а до того - министром иностранных дел, и не видел в нем ничего из ряда вон выходящего.
"Они ничего не найдут, но над этим делом так много темных туч, что я проголосовал за расследование - нужно поставить точку в этой истории", - говорит он.
Либерман исключает расширение коалиции за счет присоединения ультраортодоксальных партий из-за их неприемлемых финансовых требований. Он отметил, что даже когда ортодоксы пошли на компромисс по соглашению о Стене плача во времена премьерства Нетаниягу, они потом отказались от своих обещаний. А в июле 2018 года, когда их же проект был представлен на утверждение в первом чтении, сами ультраортодоксы не поддержали его.
Читайте также
Так же, как Беннет, Либерман считает, что с реализацией соглашения о Стене плача есть проблемы. Впрочем, это, по его мнению, в принципе возможно, но только после того, как министр по делам религий Матан Кахана проведет Закон о гиюре к концу зимней сессии Кнессета, которая заканчивается 13 марта. А до Закона о гиюре необходимо принять новый вариант Закона о призыве.
"Должны быть условия для принятия соглашения о Стене плача. Мы провели реформу кашрута, затем очередь законов о гиюре и о призыве. Они предусмотрены коалиционным соглашением. И только тогда придет время для соглашения по Стене плача, которое не записано в коалиционном договоре".
По словам Либермана, у него нет никаких проблем работать в кабинете под началом Беннета, хотя у "Ямины" на один голос в Кнессете меньше, чем у НДИ.
"Я взял на себя очень нелегкую миссию - возглавлять в эти тяжелые времена министерство финансов - дело, ответственнее которого вряд ли существует. Я на правильном посту. При всей скромности, я не вижу, кто мог бы сделать это лучше меня. Экономика жива и функционирует. Я хочу, чтобы это правительство продержалось четыре года, чтобы ротация осуществилась, чтобы был принят бюджет. Тогда через четыре года страна, в которой мы живем, будет выглядеть совершенно иначе".
Источник - Jerusalem Post
Использовано стоковое изображение от Depositphotos