Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авивחם מהרגיל
+28+20

Мнения

А
А

Неизвестные восточные евреи

Новое исследование показывает, что в израильских школьных учебниках игнорируется история, наследие и культура восточных евреев.

03.02.2022
Источник:Лехаим
Репатрианты из Ирака. Фото: GPO / Hans Pinn

Большинство евреев в современном Израиле являются потомками евреев, которые были изгнаны или бежали из стран, находившихся под мусульманским правлением в период с 1948 по 1967 год, пишет JNS.

Обычно называемые мизрахим, они включают и тех, чьи предки жили в Центральной Азии, на Балканах и в Эфиопии. Но недавний опрос израильтян в возрасте до 30 лет показал, что история, наследие и культура мизрахим прискорбно игнорируются в школьной системе Израиля. В опросе, проведенном в конце декабря 2021 года ведущей израильской компанией "Smith Consulting", 80% опрошенных заявили, что этот предмет либо вообще не преподавался, либо преподавался ограниченным образом, а 75% не могли вспомнить ни одной программы или урока в школе, которые укрепляли положительное восприятие мизрахим. Около 68% респондентов никогда не слышали о "Фархуде", погроме 1941 года в Багдаде, в результате которого погибло более 150 евреев, в то время как 58% смогли правильно идентифицировать "Хрустальную ночь".

Опрос был проведен по заказу иракско-британского еврейского бизнесмена и филантропа Дэвида А. Дангура. Дангур является президентом "Dangoor Education", дочерней компании Фонда "Экзиларх", которая поддерживает образовательные инициативы, в том числе многие в области наследия, культуры и образования сефардов/мизрахим. Он также является вице-президентом Всемирной организации иракских евреев. Он сообщил JNS, что данные опроса были представлены министру социального равенства Израиля Мерав Коэн в надежде, что они будут использованы для предоставления израильскому правительству информации, которая может быть использована для улучшения израильского общества. "Израиль находится в прекрасном положении, имея две культуры", - заявил он. "Это не просто вопрос прав и справедливости; это вопрос богатства и плодородия идей. Исследование за исследованием доказывает, что разнообразие обогащает мыслительный процесс в бизнесе и науке. Культурное разнообразие приносит когнитивное разнообразие и обогащает дебаты", - отметил бизнесмен. "Израиль выиграл бы от включения восточной точки зрения как в культурную, так и в политическую сферы", - добавил Дангур.

В 2014 году Кнессет объявил 30 ноября Днем памяти еврейских беженцев из арабских стран и Ирана, но только 11% опрошенных молодых людей слышали об этом. Дангур высоко оценил официальную инициативу по празднованию, но предположил, что другие проекты наследия евреев-мизрахим, такие, как Центр наследия вавилонского еврейства в Ор-Иегуде, заслуживают более значительной государственной поддержки.

Увеличение инвестиций в курсы университетского уровня для подготовки учителей

Еще в 2014 году Шимон Охайон, член Кнессета ("Исраэль Бейтейну") и председатель Комитета Кнессета по делам еврейских беженцев из арабских стран, внес предложение в Кнессет об отмечании 30 ноября. Сегодня Охайон является директором финансируемого из частных источников Центра культуры, общества и образования сефардского наследия имени Аарона и Рэйчел Дахан в Университете Бар-Илан в Рамат-Гане. Напомнив о решительном противодействии тогдашнего министра образования Израиля Шая Пирона (партия Еш Атид") как предложению, так и расширению изучения предметов, посвященных мизрахим, Охайон заявил JNS, что с тех пор было трудно добиться значительных успехов в школьной системе.

Министерство иностранных дел принимало участие в организации церемоний памяти по всему миру, а Министерство социального равенства оказывало поддержку, рассказал он, но отсутствие финансирования со стороны Министерства образования остается серьезным препятствием для дальнейшего изучения культуры и истории мизрахим. "Какова была реакция министра образования на этот последний опрос "Smith Consulting"?" - спросил Охайон. Другой вопрос, который он задал, касается пятилетней программы развития арабского сектора стоимостью 30 миллиардов шекелей (9,4 миллиарда долларов), утвержденной правительством в октябре прошлого года и направленной на сокращение социально-экономического разрыва между арабами и евреями. "Почему они не смогли найти даже 1 миллиард шекелей за пять лет, чтобы улучшить образование примерно половины еврейской общины Израиля?!" - спросил Охайон. "Это означает, что я верю в сосуществование с арабами, но не в интеграцию с моим собственным народом".

Охайон подчеркнул, что его цель - попытаться сократить разрыв и поделиться традициями и богатой культурой евреев из неевропейских стран. Но для этого требуются большие инвестиции в привлечение профессоров и предложение курсов университетского уровня для подготовки преподавателей. На культурной сцене Израиля артисты-мизрахим долгое время были одними из самых популярных — культовые певцы, такие как Офра Хаза, Шошана Дамари, (обе из Йемена), уроженка Ирана Рита Яхан-Фаруз (Кляйнштейн), известная как просто "Рита", Яфа Яркони (Кавказ) и Джо Амар (Марокко) были чрезвычайно успешными с 1960-х годов. В последние десятилетия израильское общество приняло сольные концерты с исполнением сефардских пиютов (литургической поэзии), а концерты различных андалузских оркестров проходят с аншлагами.

"Это неформальное принятие дает жизнь, но нам все еще нужны основы", - настаивает Охайон. "Какое бы сефардское образование у нас ни было, оно должно быть помещено в программу" И Дангур, и Охайон признают, что многие евреи-мизрахим и сефардского происхождения прониклись идеей о том, что их собственная культура не имеет большой ценности, и они стремятся быть частью того, что они воспринимают как господствующую ашкеназскую или западную культуру. "Следует уделять больше внимания таким людям, как Шломо Хилель, чтобы помочь людям гордиться своим наследием", - заявил Дангур. Хилель был бывшим спикером Кнессета иракского происхождения, который был архитектором операции "Вавилон", в результате которой в 1950-1951 годах в Израиль прибыли 120000 иракских евреев.

Одной из организаций, которая активно работает над восстановлением гордости, а также оказывает влияние на систему образования, является Центр наследия Маймонида. Центр, расположенный в Тверии, находится рядом с местом захоронения известного мудреца испанского происхождения 12 века, раввина Моше бен Маймона, известного как Маймонид или Рамбам. Центр основанный в 2003 году, возглавляет раввин Ямин Леви, который заявил JNS, что его не беспокоят результаты опроса "Smith Consulting". Его центр выпускает учебные материалы по Маймониду и сефардскому наследию, которые рассылаются в почти 400 школ; многие директора этих школ являются сефардами и приветствуют внеклассные мероприятия, отметил он. "Есть желание обучать, но день и бюджет ограничены, и если мы собираемся сосредоточиться на современном еврейском историческом моменте, то это будет Холокост. Какое бы сефардское образование у нас ни было оно должно быть помещено в программу", - заметил он.

Центр публикует еженедельные информационные бюллетени для детей и взрослых и поддерживает активный канал на "YouTube", где представлены короткие образовательные программы обо всем, от йеменских кулинарных традиций и марокканских пиютов до персидских слихот (молитв о прощении грехов), рассчитанные на молодую аудиторию. Канал транслируется в школах, и центр предлагает призы детям, которые учатся и овладевают материалом. Леви заявил, что помимо просвещения молодежи о красоте сефардских традиций, Израилю имеет смысл освещать историю евреев-мизрахим по политическим причинам. "Вот откуда мы родом; это наш Ближний Восток. Евреи-мизрахим - уроженцы Ближнего Востока, и этого нельзя сказать об ашкеназах", - заметил он. "Это важный новый нарратив".

Мизрахим были вынуждены отрицать свою еврейско-арабскую идентичность

Многие видные государственные деятели посещают ежегодную трехдневную конференцию центра, которая получает поддержку от Министерства культуры и спорта и Министерства образования, и привлекает значительное внимание к кругу докладчиков и темам, связанным с Рамбамом. По словам Леви, сефардские взгляды на галаху (еврейский закон) - еще один мощный способ привить гордость. "Такие великие умы, как раввин Овадия Йосеф и раввин Бенцион Узиэль — первый Главный сефардский раввин, — были мощной силой в сохранении сефардской литургии, галахи и традиций. Они разработали множество прогрессивных тшувот ("ответов") о пожертвованиях органов и агунот, которые включали сефардские ценности и знания в еврейский закон".

Леви обратил внимание на работы художника израильского происхождения Меира Галя, который в 1997 году создал фотопроект под названием "Девять из четырехсот (Запад и остальное)". Галь писал: "Книга, показанная на фотографии, является официальным учебником истории еврейского народа последних поколений, которым пользовались старшеклассники (включая меня) в 1970-х годах. Девять страниц, которые я держу в руках, - единственные страницы в книге, на которых обсуждается неевропейская еврейская история. Отсюда и название: "Девять из четырехсот (Запад и остальное)". Далее он объяснял: "У мизрахим исторически не было противоречия между тем, чтобы быть евреями и арабами одновременно. Приход сионизма и создание государства Израиль вбили клин между мизрахим и их происхождением и заменили их еврейско-арабскую идентичность новой израильской идентичностью, основанной на европейских идеалах, а также ненавистью к арабскому миру. С момента своего прибытия в Израиль мизрахим были вынуждены отрицать свою еврейско-арабскую идентичность, которой они придерживались на протяжении веков в арабских странах и в Палестине. Неизбежным результатом стало непримиримое отрицание мизрахим собственного прошлого, которое постепенно переросло в ненависть к себе".

Тем не менее результаты последнего опроса "Smith Consulting" показывают, как далеко продвинулся Израиль — и как далеко еще предстоит пройти в восстановлении чувства собственного достоинства среди еврейского большинства, чтобы полностью использовать потенциал интегрированного общества.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке