Израиль рассматривает свою позицию в связи с ростом напряженности на российско-украинской границе, и министерство иностранных дел должно провести совещание по этому вопросу в понедельник, — пишет Лахав Харьков в Jerusalem Post.
Иерусалим в целом придерживался позиции нейтралитета между странами после войны 2014 года. Поддержание хороших отношений с Москвой является стратегическим интересом Израиля в свете значительного военного присутствия России в Сирии. Израиль также имеет прочные связи с Украиной в различных областях, а Киев пользуется поддержкой самого важного союзника Израиля, США, в нынешнем кризисе.
Еще одной серьезной проблемой для Израиля является то, как украинско-российский кризис повлияет на ядерные переговоры с Ираном, на которых США и Россия сидят за одним столом; их делегации встретились в Вене на выходных. По этому поводу глава российской делегации на переговорах по Ирану Михаил Улынанов написал в субботу в Твиттере, что "российско-американские отношения находятся в крайне плохом состоянии. Однако по Ирану нам пока удавалось продуктивно работать".
Кроме того, в обеих странах есть большие еврейские общины, которые могут быть затронуты конфликтом и являются важным фактором для Израиля, сказал дипломатический источник в Иерусалиме. Если не считать того, что в прошлом году президент Украины Владимир Зеленский просил премьер-министра Нафтали Беннета и его предшественника Биньямина Нетаньяху попытаться выступить посредником между ним и президентом России Владимиром Путиным — Путин не был заинтересован — международный интерес к тому, чтобы Израиль вмешивался или принимал какую-либо сторону, был невелик.
На эту тему
Директор программы израильско-ближневосточных отношений Института региональной внешней политики "Митвим" Ксения Светлова подчеркнула, что до сих пор неясно, в каком направлении повернется кризис, который может принять любые формы: от российской кибератаки, ограниченного военного вмешательства до полномасштабного вторжения на Украину. Пока ситуация неясна, мир примет нейтралитет Израиля, считает Светлова. Однако, предупредила она, "момент истины наступает, и Израиль должен подумать о том, что он будет делать".
Давление на Израиль с целью заставить его принять сторону, скорее всего, будет как международным, так и внутренним. "Если будет война с гибелью мирных жителей, будет давление со стороны США и очень большой украинской общины в Израиле", — сказала Светлова. "У многих тысяч израильтян есть семьи на Украине, и они готовятся к протестам". По словам Светловой, Израилю придется поддерживать очень тонкий баланс, если он решит сделать публичное заявление о напряженности. Мы почти полностью зависим от сотрудничества с русскими на нашей северной границе", — заявила она. "Израилю, возможно, придется осудить действия России против Украины, но деликатно, до вызова послов дело не дойдет".
Читайте также
По словам Светловой, тот факт, что Германия и другие европейские игроки не полностью поддерживают Вашингтон в отношении России, помогает Израилю сохранять двусмысленность и занимать более мягкую позицию. Попытка Зеленского организовать саммит между ним и Путиным в Израиле, пусть даже в качестве посредника на более низком уровне, свидетельствует об отчаянии, добавила Светлова. Кроме того, по ее словам, "Украина рассматривает Израиль как продолжение американской политики, как и все остальные. Израильское посредничество было попыткой привлечь внимание американцев к своим бедствиям. У него никогда не было шанса сработать".
В случае вторжения России тысячи украинских евреев или потомков евреев могут решить иммигрировать в Израиль, сказала Светлова, призвав Министерство репатриации и интеграции подготовиться к их приезду. Тем не менее сказала Светлова, "важно подчеркнуть, что еще ничего не закончено… еще не принято Путиным решение о том, как действовать или какова конечная цель". На самом деле, утверждает она, Россия выигрывает от сохраняющейся неопределенности и напряженности, в условиях которой США и Европа обращают внимание на Россию и прислушиваются к ее требованиям, и, возможно, больше потеряет от начала настоящей войны.