Пока вся страна гадает, согласится ли Нетаниягу на судебную сделку, и если да, то на каких условиях, наиболее дальновидные эксперты начинают строить прогнозы, как будет выглядеть израильская политика эпохи пост-Биби, ведь эта эпоха все равно когда-нибудь наступит.
Хотя сам экс-премьер долго пугал народ, что без него все рухнет и развалится, это, пожалуй, единственное, чего не стоит бояться. Израиль, слава Богу, существовал до правления Биби и будет существовать после. Не исключено, что через несколько лет никто даже не вспомнит, чем славилось его правление, кроме рекордного срока и коррупционных дел.
С большой вероятностью, коалицию разорвет внутренними центробежными процессами, как только принцип "не как Биби" потеряет актуальность. На самом деле, все игроки уже готовятся втихомолку к следующим выборам, и этим объясняется спускание на тормозах важнейших для страны решений вроде борьбы с "короной" - никто не хочет нести ответственность за ошибки и просчеты "правительства перемен".
В преддверии выборов в обществе обычно просыпается надежда на появление новых здоровых политических сил, но на деле происходит лишь перетасовка прежних карт. Однако, если преемники Нетаниягу в Ликуде окажутся достаточно договороспособными, в перспективе может появиться довольно успешный союз правых движений.
Другое дело, что по части выживания "Ликуд" вызывает не меньше вопросов, чем его оппоненты. Проблема не только в подковерной борьбе активистов партии за наследие Нетаниягу. "Ликуд" бросил на произвол судьбы своих самых верных избирателей - средний и мелкий бизнес, тех, кто больше всего пострадал от "короны". Вместо того чтобы добиваться социальных и экономических реформ или просто выражать солидарность с отчаявшимися людьми, ликудовская оппозиция сводит мелкие счеты с правительством. После ухода своего вождя партия рискует потерять до трети электората, даже если "наследники" не развалят ее на части в борьбе за влияние, а последнее более чем реально. В условиях разброда и безвластия у многих интересантов, включая Беннета и Саара, появится искушение побороться за главенство в "Ликуде" с Эдельштейном, Баркатом и обоими Кацами. Если в этой борьбе не окажется одного уверенного в себе победителя, то бывшую правящую партию ждет печальная судьба "Аводы" - она скатится на грань электорального барьера, а ее активисты разбегутся по другим спискам.
Тем не менее реванш и объединение правых сил возможны даже на обломках "Ликуда", "Ямины" и "Новой надежды". Итоги новых выборов могут сделать реальностью мечты многих о правом правительстве без ультраортодоксов, хотя сами харедим постараются в этот раз не остаться за бортом.
Судьба нынешней коалиции показала, что у наших политиков очень мало причин для объединения, а тенденция к дроблению, напротив, нарастает. С большой вероятностью, следующий Кнессет будет состоять из мелких фракций. Это означает, что политикам придется научиться договариваться, иначе нас ждут бесконечные кризисы, досрочные выборы, ненадежные союзы и все печальные последствия нестабильной власти. На фоне этого балагана будет продолжаться битва за освободившийся трон национального лидера. Хотя никто из нынешних партийных деятелей не тянет на эту роль, но это не помешает им карабкаться на вершину, пиная и сталкивая друг друга. Иными словами, Биби уйдет, но его дело будет жить.
Запрос на сильную единоличную власть в обществе не только не исчез, но даже вырос на фоне метаний "коллегиального правительства". Поэтому нельзя исключать, что на политическом горизонте снова появится уверенный, харизматичный и жесткий лидер, и возможно, это будет… сам Нетаниягу.
Читайте также
Его возвращение, если он вообще уйдет, многие считают лишь делом времени. Даже если он согласится на сделку, ему нетрудно будет сохранить популярность, убедив широкие массы своих сторонников, что это сделано ради благополучия страны. Он постарается и дальше ставить на ключевые должности своих людей и, возможно, даже не уйдет с поста руководителя "Ликуда". Другой политик мог бы довольствоваться местом "серого кардинала", который дергает за ниточки большой политики, оставаясь в тени, но Биби слишком тщеславен для этой роли. В преклонном возрасте, по истечении запрета на избрание, он также может рассчитывать на победу и несколько лет бессменного правления.
Этот реванш может случиться и раньше, если будет вызван некой трагедией национального масштаба, с которой не справятся другие политики. Тогда Нетаниягу снова станет героем и спасителем отечества, и никто больше не вспомнит о его коррупционных делах.
Такой сценарий, несмотря на его нелогичность, выглядит настолько реальным, что нынешние лидеры еще долго будут бояться тени Нетаниягу. Лишь в тот момент, когда Биби перестанут бояться, его эпоха окончательно завершится. Остается пожелать Израилю, чтобы к этому времени сформировалась новая политика, новые лидеры и новые общественные силы, способные вести страну в верном направлении. В противном случае мы очень скоро позовем на трон нового царя.