Омикрон распространяется, все больше и больше израильтян оказываются в карантине. Но министра финансов Авигдора Либермана ничто не ввергает в панику - ни стенания владельцев частных предприятий, ни кричащие заголовки СМИ, ни разговоры о кризисе.
Государственная казна доверена "страшному человеку": он хладнокровен, не теряет присутствия духа и не готов немедленно "открыть кран". Своего рода современная модификация Игаля Горовица, говорившего "Безумцы, слезьте с крыши" в "веселые" времена разгула инфляции.
- Почему Вы не проявляете чуть больше мягкости, сочувствия, хотя бы в тоне своих высказываний? Ведь есть люди, которым действительно трудно, и их немало. Ситуация сложная, и Вам это прекрасно известно.
- Моя обязанность как министра финансов охранять государственные средства и стабильность экономики, бороться с дороговизной, обеспечивать экономический рост. Заступив на этот пост, я дал обещание принимать решения исходя исключительно из экономических соображений, оставив в стороне мотивы популистского или электорального порядка. Тот, кто не воспринял это всерьез 14 июня, пусть наконец уразумеет это сегодня.
- Да, но Ваша обязанность состоит также в том, чтобы оказывать помощь слабым, а такие есть, и кризис есть.
- Давайте разберемся: по всем экономическим показателям 2021 год был лучше, чем 2019-й, докоронавирусный. Согласитесь, это просто поразительно. Общий рост - 7%, дефицит заметно сократился, темпы роста государственных доходов выше, чем 2019-ом. Инфляция на приемлемом уровне, то же можно сказать и про уровень безработицы. И это не произошло само собой. Мы делаем прямо противоположное тому, что предпринимало прошлое правительство и тогдашний министр. Прежде всего, я объявил войну неоплачиваемым отпускам. Объявил, что не будет больше локдаунов и мы научимся жить с коронавирусом.
Это не означает, что мы вообще не будем оказывать помощь. Ее получит тот, кто в ней действительно нуждается. Адресно, по справедливости, с полной ответственностью. Так мы действовали в сфере туризма, так принимали меры в отношении "Эль-Аль". И нечего волноваться, пусть даже некоторые министры сеют панику. Нет, мы не станем раздавать подарки направо и налево, всем и каждому. Не пустим на ветер 7 миллиардов шекелей, причем без всякой необходимости.
- Но есть граждане, которые все же нуждаются как раз в такой помощи.
- Верно, но их немного. Вас, например, спасут 750 шекелей?
- Меня нет.
- Кто нуждается помощи, получит ее. Мы разработали модель выплаты компенсаций наемным работникам, которые пребывают в карантине, поскольку вступали в контакт с зараженным, или вынуждены оставаться дома из-за детей. Мы готовим закон, который включил бы в эту модель и частных предпринимателей. Все владельцы бизнесов, попавших в трудное положение, вправе получить заем под залог, предоставляемый государством. Эта возможность в силе до конца февраля. Если понадобится, то продлим этот срок. Быть может, это кому-то не нравится, но я получил советское образование - работаю основательно, систематически, не опаздываю, читаю и прорабатываю все поступающие материалы.
Если посмотреть на израильскую биржу, то обнаружится, что она выросла за последний год на 30%, банки - на 67%, сфера строительства - на 74%. Посмотрите на израильские общественные компании, которые котируются на биржах Тель Авива и Нью Йорка. Этих компаний по крайней мере 803, и подавляющее большинство из них преуспевает. Они - столпы, на которых зиждется экономика Израиля. Желаю всем держателям акций, чтобы подобная ситуация сохранилась и будущем году. Это данные за три квартала в то время, как четвертый будет, по-видимому, самым благоприятным. Компании, о которых идет речь, должны подать отчеты до 31 марта, посмотрите, какими они будут.
- Не все компании представлены на бирже.
- И среди тех, что на биржу не выходят - у большинства дела идут совсем неплохо. Мы последовательно идем по пути стабильности и роста, как я и обещал. Повторяю, все, кто нуждается, помощь получит. Ну, может быть я не такой расторопный, как некоторые мои коллеги в правительстве, которые говорят об оказании помощи в течение десяти дней. Я не могу успеть изучить вопрос каждой компании за 10 дней. Мне нужно для этого хотя бы квартал. Рассмотрим, разберемся, проверим и сделаем выводы.
- Когда следует ждать результатов?
- После января будем точно знать, как обстоят дела. У нас в министерстве финансов, как в штабе, каждый день делается оценка ситуации, порой и по пятницам, и по субботам. Заседания правления начинаются в 7.30 утра с отчетов о ситуации с кредитными карточками, пробками на дорогах или выплатах НДС.
Одна из наших главнейших проблем - это истерия и те, кто ее нагнетают в СМИ. Мы как-то проследили за передачами пяти иностранных телекомпаний. Сразу скажу, может они не такие высокопрофессиональные и важные, как наш 14-ый канал или другие. Это Sky, BBC, Fox, CNN и France-24. В один из дней ВОЗ опубликовала два важных сообщения относительно четвертой прививки и прогноза, согласно которому в ближайшие месяцы половина жителей Европы переболеют коронавирусом. В частности, во Франции число зараженных в день достигло тогда 300 тысяч человек. Мы послушали выпуск новостей в восемь утра. Он открывался сообщением о переговорах между НАТО и Россией в Брюсселе. Далее говорилось о попытках Байдена провести новый законопроект об изменении системы выборов в США. На третьем месте была информация о событиях в Казахстане. И только четвертое сообщение было посвящено "короне", и все сдержанно и аргументированно. Вот бы так строилась информационная повестка и у нас в стране.
Читайте также
- Да, но ко, с другой стороны, все не так распрекрасно, не в таком розовом свете, как Вы это представляете. Объем торговли сокращается, рестораны полупустые, театральных, представлений и концертов почти нет.
- Нет никакого сомнения в том, что январь и февраль будут для нас нелегкими, я бы даже сказал очень сложными. Конечно, будут люди, которые окажутся в тяжелом положении. Но я повторяю: мы найдем оптимальное решение для всех, окажем помощь, но с точным расчетом кому и в каких количествах. Никого не бросим на произвол судьбы. Не надо паники.
- Люди не верят в это. Даже те, кто работает во въездном туризме, утверждают, что пока еще не получили ничего.
- Многие получили, многие еще получат. Мы наняли более 3000 инспекторов, которые проверяют, как учебные заведения соблюдают коронавирусные правила с зарплатой 10 000 шекелей. В туризме 2021 год был лучше по ряду показателей, чем 2019-й, хотя тогда туристов было больше. В общем, ситуация под контролем. Реформы, предусмотренные проектом бюджета, работают. Результаты в целом неплохие. Я смотрю на 2022 год с оптимизмом, но чудес не бывает.
- Но цены-то пока растут. Вы говорили о снижение цен, а они повышаются.
- На все требуется время. Я же говорю: чудес не бывает. Знаете, после того, как мы ввели налог на одноразовую посуду, мне сообщили из Налогового управления, что импорт посудомоечных машин возрос сразу на 70%.
- Компания "Осем" сообщила о намерении резко повысить цены. Почему Вы молчите?
- Что касается "Осем", нужно смотреть вглубь. Их сырье значительно выросло в цене. Они международная компания. Покупают и завозят сюда растительное масло, которое подорожало на 70%, а мука - на 40%. А сахар? А морские перевозки, знаете на сколько? На 460%. Настоящие хозяева "Осем" - это корпорация "Нестле". Так что, закроем "Осем"? Это означает еще 550 безработных в Сдероте.
Источник - Маарив