Еще недавно мир с улыбкой наблюдал, как тогдашний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу и премьер-министр Индии Нарендра Моди плескались в море и смеялись. Теперь, когда Нетаниягу ушел, Индия, безусловно, будет стремиться развивать свои отношения с Нафтали Беннетом.
Еще совсем недавно индийско-израильские отношения фокусировались на оружейных сделках. Прогресс здесь впечатлял - с 2015 по 2020 годы еврейское государство стало третьим по величине поставщиком оружия для индийской армии, осваивая без малого 43 процента оружейного импорта еврейского государства.
Но времена меняются - и кардинально изменились связи Индии с ее ближневосточными партнерами. Торговля нефтью и энергоносителями, размер индийской диаспоры в ближневосточных государствах и их денежные переводы на родину - теперь для Нью-Дели не самое важное.
Наступила новая эпоха - индусы намерены бросить вызов китайским планам в этом регионе. И бурный роман с Израилем, как считают индийские элиты, должен этому способствовать. Именно этот роман, как написал Шанин Чодри, руководитель и основатель Chishti Group, в Jerusalem Post, должен показать миру, что, работая вместе, две страны могут творить чудеса. И не только в двустороннем сотрудничестве, но и в трехстороннем и многостороннем партнерстве в регионе Ближнего Востока и за его пределами. Разумеется - с опорой на еврейское государство.
За короткое с точки зрения истории время, а дипломатические отношения Индии и Израиля были установлены только в 1992 году, между двумя странами сложилось прочное военное и технологическое партнерство. Пришло время для большего, считают в Нью-Дели, для идеологического союза, который будет способствовать реализации амбиций обеих сторон. В первую очередь - индийских.
Нарендра Моди не скрывает, что Индия вполне может стать житницей Ближнего Востока, и Израиль находится в центре этой амбициозной цели. Уже сегодня действует 29 индо-израильских центров передового опыта, где индийские фермеры обучаются передовому израильскому опыту повышения урожайности сельскохозяйственных культур и их адаптации к специфичному индийскому климату. Не счесть подписанных между двумя государствами других соглашений о сотрудничестве в сферах высоких технологий и совместных производств. Индия получила от Израиля многое, но считает, что может получить еще больше.
Силовики Нью-Дели как двигатель индо-израильского партнерства
Когда в 1968 году создавалась внешняя разведка Индии, RAW, ее первый директор Рамешвар Нат Као получил личные инструкции от премьер-министра Индиры Ганди - установить связи с израильским "Моссадом". И всемерно использовать его опыт для борьбы с исламистскими элементами в Пакистане и по всей Южной Азии. С тех пор так и пошло - индийские силовики стали главными инициаторами тесного партнерства между Индией и Израилем.
Именно лидер военизированной индуистской националистической организации "Раштрия Сваямсевак Сангх" (RSS) Бхаурао Деорас убедил премьер-министра Нарасимха Рао установить официальные дипломатические отношения с Израилем в 1992 году.
В 1999 году, когда администрация Билла Клинтона ввела против Нью-Дели санкции за ядерные испытания, индийские военные обратились за помощью в Израиль - и получили там поддержку, а также новые контракты на поставки оружия и модернизацию военной техники. С тех пор эти связи шли только по нарастающей.
Командный состав индийских полицейских сил, несущих службу в Кашмире, проходит подготовку в Академии национальной полиции Израиля. Проекты "умных ограждений" вдоль границы с Пакистаном - израильского происхождения. Про оружейный импорт Израиля сказано выше.
Заветы Махатмы Ганди: "Палестина принадлежит арабам в том же смысле, в каком Англия принадлежит англичанам или Франция - французам", - у индийского истеблишмента теперь не в моде. Теперь чаще вспоминают Винаяка Саваркара (1883-1966), которого считают разработчиком идеологии хиндутвы, индийского национализма. Который еще в 1920-х годах писал: "Если мечты сионистов когда-либо осуществятся - если Палестина станет еврейским государством - это нас порадует почти так же, как и наших еврейских друзей".
Все это объясняется только одним - Индия рвется к противостоянию с Китаем, и рассчитывает, что партнерство с Израилем позволит ей делать это более эффективно, а "Соглашения Авраама" - открывают для Нью-Дели новые возможности в ближневосточном регионе.
Новый транспортный коридор: из Мумбаи в Бейт-Шеан за десять дней
Проект международного транзитного коридора "Север-Юг", из Индии через Иран, а затем и в Европу, скончался незаметно, без особого траура и памятных речей. Единственное, что от него осталось - это суммы, которые были потрачены на международные тусовки по данному поводу, выплаты командировочных дипломатам, горячо этот проект отстаивавших и гонорары для СМИ, печатавших хвалебные оды проекту.
В Нью-Дели переживать по этому поводу не стали, поскольку в результате "Соглашений Авраама" тут же родился новый проект, альтернативный китайскому "Пояс и Путь": до ОАЭ, а затем, по железной дороге через Саудовскую Аравию и Иорданию, до израильского пограничного перехода в Бейт-Шеане. Затем - порт в Хайфе и здравствуй, греческий порт Пирей, откуда индийские товары пойдут по Европе. И все это - за 10 дней, то есть на сорок процентов быстрее, чем путь по Суэцкому каналу.
Индия ликует - весь мир нам теперь доступен. О политических и финансовых сложностях проекта, о том, что пока это только пунктирная линия без всякой документации - предпочитают не говорить. Для индийского истеблишмента этот коридор теперь стал идефиксом, который открывает новые возможности. В первую очередь - в противостоянии с Китаем.
Читайте также
Примечательно, что в стратегических оценках индийской элиты китайское присутствие на Ближнем Востоке, давнее и устоявшееся, динамично развивающееся - предпочитают не замечать. То, что у Израиля существуют тесные связи с Пекином - тоже игнорируется. Индийские элиты уверены, что ради сотрудничества с ними израильтяне просто порвут с Китаем. Ведь Индия - демократия, а в Китае - тоталитарная диктатура, и вообще "уйгуров угнетают".
Проблема в том, что во внешней политике еврейского государства такая логика не работает. А если и работает - то не так, как это представляется в Нью-Дели. При всей привлекательности Индии, израильтяне совершенно не собираются рвать связи с Китаем. При всех индийских декларациях - еврейское государство пока не увидело серьезных намерений индийской стороны качественно вкладываться в ближневосточные проекты.
"Амбиций-то у индусов предостаточно, но почему они считают, что их продвижением намерены заниматься именно мы?", - логично спрашивают израильтяне. - "Не нужно надеяться, что мы будем принимать какую-то из сторон, конкурирующих в Южной Азии". И это главная причина, по которой бурный индо-израильский роман развивается с оглядкой.