В последние недели становится все более очевидной неоспоримая истина - Соединенные Штаты Америки неумолимо утрачивают статус самой могущественной сверхдержавы, обретенный ими после окончания холодной войны. Стратегические последствия этой ситуации могут оказаться столь же масштабными, сколь и катастрофичными - как для самой Америки, так и для ее союзников.
Положение стран в мировой иерархии основывается на двух вещах - возможностях и авторитете. Возможности Америки по сравнению с ее главными конкурентами серьезно сократились. То же произошло и с ее авторитетом.
На протяжении целого поколения лидеры США избегали "размещать оружие в космосе". Но пока они расхваливали себя за свою сдержанность, Китай и Россия превратили космос в собственный военный полигон.
16 ноября Россия запустила в космос ракету класса "земля-воздух", уничтожившую устаревший российский спутник-шпион "Космос", находившийся в опасной близости от Международной космической станции. Взорванный спутник разлетелся на 1500 частей, каждая из которых была достаточно крупной, чтобы поставить под угрозу космическую станцию и восемь астронавтов (включая, к слову, и двух россиян) на ее борту. НАСА отреагировала вялым осуждением.
И это подводит нас к Китаю.
Противоспутниковая программа Китая куда масштабнее, российской. У Китая не только есть ракеты, способные уничтожать спутники, но и лазерные технологии, а также технологии создания помех, способные блокировать спутниковую связь. В прошлом месяце Китай значительно повысил свои противоспутниковые возможности, запустив ракету "Шицзянь-21". Фактически, речь идет о спутнике с роботом манипулятором, отрабатывающем, как утверждают китайцы, технологии по удалению "космического мусора".
Генерал ВВС США Джеймс Дикинсон, однако, предлагает совершенно иное и куда более правдоподобное объяснение этим экспериментам. Еще в апреле, выступая перед Конгрессом, Дикенсон отметил, что "космическая технология роботов-манипуляторов может быть использована в будущей системе для борьбы с другими спутниками".
Иными словами, "космический мусор", о котором говорит Китай, - это американские спутники.
Успешное нападение на спутники США парализует американские вооруженные силы, а также силы их союзников. Более того, в зависимости от того, насколько сильно американские спутники окажутся повреждены, подобная противоспутниковая атака также сможет нанести сокрушительный удар по экономике США, как, впрочем, и большей части мировой экономики.
В интервью, данном в прошлые выходные на форуме по безопасности, состоявшемся в канадском Галифаксе, заместитель командующего Космическим командованием США генерал Дэвид Томпсон обсудил реакцию США на агрессивные действия Китая и России против американских спутников.
Томпсон сообщил, что американское Космическое командование сосредоточено на укреплении "архитектуры" спутников США. Идея состоит в том, чтобы значительно увеличить количество спутников и рассредоточить их, одновременно изменив способ их связи друг с другом и с Землей, уменьшая, таким образом, угрозу, которую наземные или космические атаки против них могут представлять для США и их союзников. Проблема, однако, в том, что все это стоит больших денег. И не ясно, есть ли у Пентагона необходимые средства, а также сколько времени потребуется для создания подобной необходимой защиты.
Томпсон не обсуждал прямо наступательные возможности США против китайских или российских сателлитов. Он лишь отметил, что уничтожение спутников ракетами класса "земля-воздух" - довольно простая задача, которую может решить любое государство, обладающее баллистическими ракетами. А эксперт по ракетным технологиям доктор Стивен Брайен недавно отметил в моем подкасте, что США способны запустить собственные спутники, уничтожающие другие спутники. Но на сегодняшний день Пентагон не проявляет к этому никакого интереса.
Тот факт, что и Россия, и Китай обладают способностью уничтожать и создавать помехи американским спутниковым системам, был бы достаточно плох сам по себе, даже если бы являлся единственным аспектом милитаризации космоса двумя этими державами. Но, увы, это отнюдь не единственная и даже не самая большая угроза, с которой США сталкиваются из-за превращения их противниками космоса в арену будущих военных действий. Угроза гиперзвуковых ракет является куда более грозной.
Гиперзвуковая скорость в 5-20 раз превышает скорость звука. По словам заместителя начальника Объединенного комитета начальников штабов США генерала Джона Хайтена, за последние пять лет китайцы провели сотни испытаний гиперзвуковых ракет, в то время как США провели лишь девять подобных экспериментов. Основная опасность гиперзвуковых ракет, состоит в том, что они управляемы на всем протяжении времени от запуска до взрыва.
Поэтому они могут менять цель и направление во время полета. При этом, благодаря своей высокой скорости, гиперзвуковые ракеты трудно обнаружить и невозможно перехватить.
В прошлом месяце Financial Times сообщила, что летом Китай запустил гиперзвуковую ракету, которая успешно облетела Землю прежде, чем поразила намеченную цель. Сообщается, что американцы были ошеломлены китайским экспериментом. До сих пор в США считали, что китайцам остается еще несколько лет до подобных возможностей.
Россияне впервые представили гиперзвуковые ракеты в 2018 году. С тех пор они разработали и развернули гиперзвуковые ракеты наземного, воздушного, морского и космического базирования. На прошлой неделе Хайтен предупредил, что китайская система выглядит как "система первого удара", то есть она может лечь в основу внезапного ядерного нападения Китая на США.
Ранее в этом году США и Израиль заключили соглашение о совместной разработке программы противоракетной обороны "Хец-4". Программу будут осуществлять компании Israel Aircraft Industries и Lockheed-Martin. Одна из целей программы - разработать и развернуть систему защиты от гиперзвуковых ракет. Поскольку на Ближнем Востоке нет держав с такими видами оружия, назначение программы "Хец 4" вполне очевидно. Впервые США работают с Израилем над разработкой технологий, которые должны в первую очередь защитить США.
На форуме в Галифаксе Томпсон признал, что в настоящее время у США нет гиперзвуковых ракет. Хотя армия, флот и авиация разрабатывают гиперзвуковые системы, он признал, что США потребуются годы, чтобы достичь тех возможностей, которые уже есть у России и Китая.
Другими словами, в течение следующих нескольких лет Россия и Китай будут обладать стратегическим преимуществом над США, которым они прежде еще никогда не обладали. Их гиперзвуковые ракеты в сочетании с их противоспутниковыми возможностями и серьезностью намерений делают США более уязвимыми для иностранного нападения, чем это было на протяжении всего времени после окончания Второй мировой войны.
И все это было бы куда менее обескураживающим, если бы США сами демонстрировали бы серьезность своих намерений в отношении собственных союзников или врагов. Но все, увы, обстоит ровно наоборот.
Хайтена спросили, представляет ли китайское испытание гиперзвуковой ракеты новый Sputnik moment, подобный той панике, которая охватила американцев после того, как Советский Союз стал первой страной в космосе, запустив в 1957 году "Спутник". Тогда паника стимулировала массовые инвестиции в развитие американских технологий. Ответ Хайтена был крайне поучительным.
"Как и "Спутник", - заметил Хайтен, - с технологической точки зрения это довольно впечатляюще. Однако "Спутник" вызвал в Соединенных Штатах ощущение угрозы. [Китайское же] испытание 27 июля не вызвало подобного ощущения. При этом я считаю, что это, вероятно, должно было бы его вызвать".
Космос - не единственное место, где США пожимают плечами в ответ на возрастающие угрозы. Возьмем, к примеру, Иран и его ядерную программу.
Излишне говорить о том, что хоть США и отстают от Китая и России по оружию космического базирования, они значительно опережают Иран по всем видам вооружений. Иными словами, в то время, как Иран на всех парах мчится к ядерному финишу, США могли бы довольно легко помешать ему стать пороговой ядерной державой. Но ни враги США, ни союзники США не верят, что Америка готова это сделать.
В преддверии возобновления непрямых переговоров по ядерной программе с Ираном в Вене на следующей неделе, администрация предприняла некоторые шаги, чтобы укрепить доверие к себе со стороны союзников.
Министр обороны Ллойд Остин побывал в Израиле и странах Персидского залива, заявив, что США их не бросят. Центральное командование США провело первые в своем роде совместные учения ВВС, в которых участвовали Израиль, ОАЭ и Бахрейн. А американские B-2 пролетели над Израилем в сопровождении израильских F-15.
СМИ сообщили обо всех этих шагах с невероятным энтузиазмом. Вот только никто в мире больше не воспринимает их всерьез. По двум причинам.
Во-первых, цель переговоров в Вене - убедить новых фанатичных лидеров Ирана согласиться с временными (и быстро заканчивающимися) ограничениями, наложенными ядерной сделкой 2015 года на их ядерную активность, в обмен на массовый приток наличных средств за счет снятия санкций США. Если Иран согласится на сделку, он все равно преодолеет ядерный порог в относительно короткие сроки. При этом, если США отменят свои экономические санкции, Иран получит экономические средства для интенсивной эскалации прокси-войн против Израиля и суннитских государств Персидского залива.
Во-вторых, жесты администрации США, продемонстрированные союзникам, чтобы укрепить доверие, были сведены на нет другими ее действиями. Выступая якобы за блокирование Ирана на пути к бомбе, США не сумели отреагировать на агрессию Ирана даже против своих собственных сил в Сирии и Персидском заливе. При этом, идя по стопам администрации Обамы, на прошлой неделе высокопоставленный чиновник администрации заявил New York Times, что США выступают против любых действий Израиля против ядерных объектов Ирана. Сообщение было ясным. И все это услышали.
Позиция Америки по отношению к России и Китаю мало отличается.
За последние несколько недель Россия разместила около ста тысяч военнослужащих вдоль восточной границы Украины. Киев предупреждает, что российское вторжение или попытка организации переворота может произойти уже в январе. Но только на этой неделе администрация начала обсуждать возможность отправки в Украину оборонительного оружия и военных советников.
Точно так же ЕС и США только начинают обсуждение возможности введения экономических санкций в отношении России. Но и они будут введены- если вообще будут - лишь после того, как Россия вторгнется в Украину.
Еще более плачевная ситуация складывается в отношении Китая. На прошлой неделе Байден провел долгожданный онлайн-саммит с президентом Китая Си Цзиньпином. Он проходил в период обострения напряженности между двумя сверхдержавами, усугубляемой эскалацией угроз Китая Тайваню.
Как пояснил изданию Newsweek отставной полковник морской пехоты США Грант Ньюшем из Центра политики безопасности в Вашингтоне (округ Колумбия): "Если США не смогут защитить Тайвань, доверие к Америке будет разрушено и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и во всем мире".
Учитывая важность для самих США, можно было ожидать, что Байден предупредит Си о том, что США не станут бездействовать, если Пекин продолжит угрожать Тайваню. Но, видимо, этого не произошло.
Читайте также
Китайские СМИ сообщили, что Байден и Си находятся на одной стороне в отношении Тайваня. Однако беспомощность Байдена в отношении китайских провокаций против Тайваня не единственная слабость американского президента. Он даже не сумел заставить Китай сотрудничать с международными расследованиями происхождения COVID-19. Он также не упомянул быстрое наращивание ядерных мощностей Китая или его агрессивные действия в космосе.
Зато Байден подробно говорил об изменении климата.
Вместе со своими союзниками США по-прежнему остаются самой могущественной державой на земле. Они все еще могут победить или, как минимум, нанести большой урон всем своим врагам.
Но идет ли речь об Иране или Китае, России, Афганистане или других странах, стратегический авторитет Америки серьезно подорван. Ни их союзники, ни их враги не относятся больше серьезно к обязательствам или угрозам США.
Хуже того, отставая от своих противников в области космического оружия, США демонстрируют слабость намерений, провоцирующую агрессию против них самих, против своих интересов и против своих союзников.
Источник -Исраэль ха-Йом
Перевод - Александр Непомнящий