Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Монстр, которого правительства Израиля взращивали десятилетиями

Если государство демонстрирует, что ему нет дела до бедуинской преступности возле Беэр-Шевы, то что будет, когда это случится в городе?

28.11.2021
Источник:Новости недели
Демонстрация протеста после перестрелки в больнице "Сорока". Фото: Шай Махлуф

О, как забавно было слышать на днях о "пересечении красных линий", когда два бедуинских клана осмелились перенести разрешение своих споров из деревни на территорию бэер-шевской больницы "Сорока"! И как грустно было осознавать, что те, кто отвечает за решение сложных проблем юга страны, ничего в этих проблемах не понимают, становясь жертвами мифов, которые сами же и создают.

Беспорядки в "Сороке" не были мимолетным событием. Они стали лишь небольшой главой в истории, которую Государство Израиль пишет на протяжении многих десятилетий. Все израильские правительства долгое время демонстрировали, что Негев их мало интересует, а территории, на которых проживает бедуинская община, не интересует вовсе. Как не интересует и то, насколько бедуины законопослушны, платят ли они налоги, где устанавливают свои палатки и возводят виллы и как убивают друг друга. Ни на один из этих вопросов вы не найдет ответа в официальных инстанциях. Время от времени государство вкладывало несколько сотен миллионов шекелей в не нужные никому проекты, противоречащие местным культурным традициям, и установка была такая: пусть возьмут деньги, пусть перережут друг друга, только бы не мешали нам наслаждаться жизнью в своих далеких от бедуинских палаток пенатах.

Но вот вам маленькая история, которая может кое-что прояснить. 12 февраля 2019 года бедуинский город Кусейфе, основанный в 1982 году в рамках государственного проекта по переселению представителей общины в постоянные населенные пункты, отмечал торжественное событие - открытие нового культурного центра. Во время впечатляющей церемонии тогдашний министр строительства Ифат Шаша-Битон сфотографировалась с главой местного совета, на снимке к ним присоединились представители министерств сельского хозяйства, внутренних дел, жилищного строительства, Государственного управления по делам бедуинской общины и важные лица этой самой общины. "Большая радость, что дети и молодежь Кусейфы смогут наслаждаться образовательными мероприятиями в благоустроенном центре ", - написал некий высокопоставленный чиновник минстроя на своей странице в "Фейсбуке"

Прошло почти три года с того праздничного дня, а центр закрыт и заброшен. Он был построен на земле, принадлежащей Государству Израиль, но рядом живет семья, утверждающая, что район этот принадлежал когда-то ее родственнице, ныне гражданке Иордании. Когда началось строительство, глава местного совета пообещал семье, что, если она позволит (?!) построить здание, совет передаст в ее пользование несколько десятков участков земли. Строительство продолжалось, но семья оповестила всех соседей о том, что, если она не получит обещанное, никто в общественный центр не войдет - ни на занятия по чтению, ни на уроки танцев.

Полстраны пыталось помочь в решении этой проблемы. Однако ни министры Амир Перец и Яаков Лицман, ни Управление по делам бедуинов, ни комиссия по планированию и строительству так и не нашли вариант, который удовлетворил бы обе стороны. Чуть более года назад местный совет разрешил командованию тылом разместить в центре оперативный отряд по борьбе с распространением в городе коронавируса, но... Ровно через три дня неизвестный поджег систему электроснабжения здания. Ущерб составил 90 тысяч шекелей, после чего центр вновь закрыли. И 8 миллионов, потраченных на строительство, в прямом смысле слова растаяли, как дым.

Давайте на мгновение отложим в сторону политкорректность, потому что правда все-таки важнее. Кто-нибудь может представить себе, чтобы некий житель Модиина или Ришон ле-Циона угрожал муниципалитету саботировать открытие общественного центра, на который государство истратило миллионы? И может ли кто-нибудь ожидать, что бедуины, в немалом количестве работающие в Беэр-Шеве, не станут устраивать разборку на въезде в город только потому, что там не принято себя "плохо вести"?

Огромные бюджеты от государства

Государство - и это важно понимать - не просто закрывает глаза на преступность бедуинов. Оно ее подбадривает, и этому тоже есть немало примеров. После многочисленных петиций, поданных много лет назад от имени бедуинской общины в Высший суд справедливости, судьи постановили, что государство обязано открыть в бедуинских деревнях школы, детские сады, поликлиники и Центры матери и ребенка. Да, конечно, бедуины основали незаконные деревни на не принадлежащих им территориях, но у них, решили судьи, как у всех граждан Израиля, есть права, и никто не может лишить их этих прав. Даже если они сплошь и рядом нарушают законы государства, в котором живут.

Десятки зданий построили израильские власти в соответствии с решением суда. Проложили дороги, возвели мосты и дорожные развязки, чтобы было удобно добраться до поликлиник, школ и детских садов. А теперь посмотрим на это с другого ракурса.

Бедуины захватили тысячи дунамов земли, построили на них все, что хотели, не платя при этом никаких налогов, а потом пожелали, чтобы рядом с их незаконными домами возникла вся необходимая инфраструктура. В точности как у жителя Тель-Авива, который платит муниципальный и прочие налоги, живет в доме, который построен с получением всех необходимых разрешений. Между тем, недавно общественная организация "Регавим" получила от Управления по планированию строительства сведения, что государство собирается возвести целую сеть матнасов в бедуинских населенных пунктах, не имеющих официального статуса. И какой вывод должен сделать бедуин из этого? Что государство считает его преступником? Да какой идиот в условиях, которые создает ему власть по первому требованию, откажется от нелегальных дунамов и переберется в обычное поселение?

Кстати, вы когда-нибудь слышали о региональном совете, который не требует от своих жителей оплаты муниципального налога? Именно это, однако, происходит в бедуинских советах Аль-Касум и Неве-Мидбар, которые объединяют 11 населенных пунктов: здесь с жителей вообще не взимаются муниципальные налоги. Ни шекеля! Уже семь лет "Регавим" бьет в набат по этому поводу. В ответ на запрос БАГАЦа местный совет заявил, что у него нет денег на изучение собственности, которое помогло бы рассчитать размер налога. При этом стоит заметить, что жители упомянутых деревень вовсе не страдают от тяжкого финансового положения, просто местный совет не требовал с них платить. Кто-нибудь может представить себе подобное, скажем, в Петах-Тикве? Прошло бы это незамеченным? А в "бедуинском царстве" проходит и не такое, но Государство Израиль закрывает глаза и уши, продолжая вливать огромные средства в общину и надеясь - неизвестно, на каком основании, - что бедуины в конце концов добровольно начнут соблюдать законы.

Посмеиваясь над судом

В Негеве действует спецподразделение полиции !Йоав". Фото: Шай Махлуф

Каждый нормальный гражданин, где бы он ни жил, постоянно пытается понять, чего от него ожидает государство и как ему нужно себя вести, чтобы быть добропорядочным гражданином. Другими словами, где проходит граница, за которой он будет рассматриваться как преступник, обязанный расплачиваться за свершенное преступление. Представьте, что кнессет принимает закон, разрешающий подключаться к электрическим сетям всем владельцам незаконно построенных домов. Тем самым он как бы дает посыл: фрайер тот, кто не воспользуется предоставленной возможностью. А ведь именно подобное - абсолютно беззаконно - происходит в Негеве, и трудно подсчитать, какие потери практически добровольно несет государство.

За первые десять месяцев года "Зеленый патруль" уничтожил 883 принадлежащие бедуинам теплицы по выращиванию марихуаны. Все до одной располагались на учебных полигонах ЦАХАЛа. 1,1 тонны высушенной конопли были готовы к продаже. Это рынок с оборотом в многие миллиарды, который не подчиняется полиции. Может быть, потому, что рука власти так уж тверда?

В настоящее время правительство одобрило создание в Негеве трех новых бедуинских поселений. Стоит взглянуть на одно из них - Рахму. История заселения вокруг этой деревни началась около сорока лет назад. В 2007 году, после того как Земельное управление Израиля подало иск о выселении бедуинов с незаконно захваченных земель, и суд отверг все сказки про якобы живших здесь бабушек и дедушек, БАГАЦ вынес решение о том, что бедуинские семьи должны в течение полутора лет освободить занимаемые территории. Ну и что, освободили? Как бы не так! Никто и с места не сдвинулся. А теперь правительство строит для них новое поселение. Постановления Верховного суда бедуинская община воспринимает как невинную шутку - с официального одобрения Государства Израиль. И вы после этого возмущаетесь дракой в "Сороке"?

Я не раз рассказывал об участке земли в десять дунамов, которую купили в Негеве несколько еврейских семей и которую захватили бедуины. Серия судебных разбирательств при поддержке организации "Регавим" завершилась постановлением БАГАЦа о том, что земля принадлежит евреям и незаконные жители должны покинуть ее. Но те и бровью не ведут, а продолжают строить на участке все, что им заблагорассудится. И, право слово, можно ли при такой правовой и исполнительной системе ожидать, что они сочтут себя обязанными соблюдать закон?

А что происходит в западной части бедуинского поселка Сегев-Шалом? Израиль спроектировал там один из самых крупных на юге жилых кварталов - 3500 единиц жилья. Работы должны были начаться несколько месяцев назад. На первом этапе предполагалось эвакуировать около 150 семей, живущих ниже высоковольтной линии, и обустроить их в новом районе. Полтора года назад в этот район прибыл подрядчик-бедуин, нанятый бедуинскими же властями. Однако местные жители стали угрожать ему смертью, и он сбежал. Тогда власти пригласили подрядчика-еврея, но... На площади, которая должна быть освобождена под новостройку, проживает большая семья покойного депутата кнессета Саида Альхаруми. Его мать в свое время захватила там шесть дунамов, один из братьев - 35 дунамов, другой - еще 19. Альхаруми сумел оказать давление на главу минстроя Амира Переца. И у подрядчика-еврея зазвонил телефон. Кто говорит? Нет, не слон, а строгий голос вышестоящего начальства с приказом остановить работы. Несколько месяцев назад Альхаруми не стало, но проект - по крайней мере, на данный момент - застрял на этом этапе. Приостановлено также строительство на юге стратегической линии электропередачи. Что из этой истории могут вынести жители Сегев-Шалома? Уж точно не то, что Израиль - правовое государство.

Не так давно я ознакомился со списком земельных участков, отпущенных государством для бедуинов. Эти 4538 участков стоимостью в сотни миллионов шекелей, на которых могут разместиться десятки тысяч человек, по сей день пустуют - в большинстве случаев, из-за так называемых секторальных законов. Чего же бедуины ждут?

Некоторые их соплеменники утверждают, что еще их прадед сидел на этой земле, поэтому ни один бедуин не рискнет там строить. По этой причине в Умм-Батине стоят свободными 225 участков, в которые государство вложило 40 миллионов шекелей. В Лакии подготовлены к застройке 644 участка под 2200 квартир, но проект застопорился из-за того, что две семьи начали ссору, в результате которой с одной стороны был убит один ребенок, а с другой - пара родителей семи детей. В Рахате жители купили участки в организованном порядке, но строить не смогли - не согласен сосед Салиман аль-Атейка...

Теперь послушайте фрагмент выступления на заседании парламентской комиссии по внутренним делам, посвященном проблеме преступности в Негеве. Среди приглашенных был Салиман аль-Атейка собственной персоной в качестве - не поверите! - депутата городского совета Рахата! "Бедуинский сектор, - заявил он ничтоже сумняшеся, - это вполне нормативный сектор". И добавил: "Мы против преступности в любом виде - кража сигарет или убийство".

Сразу после упомянутого заседания журналист Асаф Пузайлов поведал на радиостанции "Решет Бет", что Салиман аль-Атейка - тот самый человек, который многие годы не позволяет сотням семей построить дома на купленных ими участках, и что он и его сыновья в прошлом арестовывались по подозрению в насильственных действиях, угрозах и захвате государственных земель.

- Трудно поверить, что кнессет приглашает в свои стены главного преступника бедуинской общины, и тот выступает против насилия, - заявил журналисту генеральный директор Управления по делам бедуинов Яир Мааян. - Вся территория, которую мы подготовили в Рахате для жилого строительства, десять лет пустует из-за угроз и стрельбы по семьям, которые пытались начать здесь строительные работы.

Приведенные истории - за гранью разумного. Но вот еще несколько любопытных примеров.

Читайте также

Государственный контролер отметил, что в период с 2016 по 2019 годы пятая часть предприятий в Негеве была зарегистрирована на бедуинов. За этот период там было проведено 327 проверок налоговой инспекции, 326 из них касались только еврейских бизнесов. Почему? Потому что у Государства Израиль нет сил воевать. Налоговики знают, что, пожелай они проверить бухгалтерские книги принадлежащих бедуинам бизнесов, им придется прибыть туда в сопровождении бронетанковой дивизии.

Шанс спасти Негев кажется почти нереальным, но сделать это необходимо. Государство должно, наконец, принять четкое, решительное и бескомпромиссное решение. Прийти в Негев не с кучей денег, но с желанием навести порядок. Тем, кто прячется от налогов, - дать по голове. Тех, кто беснуется на дорогах, - лишить машин. Тех, кто разгуливает с оружием в руках, - посадить в тюрьму. У того, кто строит незаконный дом, - отобрать его решением суда и заставить оплатить судебные издержки. Чтобы в Негеве действовали те же законы, что и по всей стране.

Источник - Маарив

Перевод - Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке