Цукерберг размахнулся на весь мир. Он собирается создать огромный виртуальный мир, который поглотит все остальные виртуальные миры, уже существующие, и те, каким предстоит возникнуть. Вселенная Вселенных. Расширяющаяся Вселенная, которая засосет в себя всех и вся.
Виртуальных миров, или виртуальных вселенных, уже сегодня существуют десятки и сотни. Это не новинка. Что такое игра Minecraft, созданная в 2009 году и популярная до сих пор, как не виртуальная вселенная, вступая в которую, игрок может создать собственный мир? Сейчас в этой вселенной живут 140 миллионов человек. Но с тех пор, как Маркус Перссон создал свою игру, технологии разительно изменились и потрясающе нарастили возможности. Виртуальные миры, созданные в последние годы, это уже не просто бегалки и стрелялки, в которых человек, сидя в кресле перед компьютером, видит на плоском дисплее собственную руку с пистолетом и палит из него по выбегающим со всех сторон монстрам, - виртуальные миры превратились в дополненную 3D-реальность, куда можно переселиться если пока еще не телом, то уж точно - сознанием.
Само слово metaverse, метавселенная, только что так громко прозвучавшее из уст Цукерберга, - придумано не им. Калифорнийский проект Bigscreen, возникший в 2014 году, имел целью не создание отдельных игр или сетей для общения, а создание универсальной метавселенной, где можно общаться, работать, путешествовать, играть, смотреть кино и вообще - жить. Надел на голову очки виртуальной реальности Oculus - и переселился. Сам я там не живу, но те, кто туда ушел хотя бы частью своего времени и сознания, рассказывают о чудесах общения, когда аватары собираются на просмотр кинофильмов в роскошных общественных кинозалах с гигантскими супер-экранами, покупают попкорн, хлопают друг друга по плечу, разговаривают и флиртуют. Не хватает только тактильных ощущений контакта, но и они скоро появятся.
Метавселенной - metaverse - объявляет себя и Next Earth, Другая Земля, которая на самом деле является виртуальным миром, точно копирующим уже существующую Землю. И она распродается. С помощью спутниковой карты можно выбрать себе участок - со зданиями или без, с водой (рекой, озером) или лесом. Хоть в Гренландии, хоть в Нигерии, но больше всего виртуальной земли пока распродается в Америке и в России. Создатели проекта исходят из того, что куски виртуального мира со временем будут расти в цене - например, как рекламоносители, а также и по другим причинам, которые мы сейчас не можем даже предположить; уже сегодня можно выставлять их цифровые копии на продажу на рынке NFT. Я, например, присмотрел себе в Москве фонтан на Тверском бульваре - всегда хотел иметь собственный фонтан! - но он уже куплен кем-то по имени netlord за 3,68 BNB. Сейчас рыночная цена 4,25 BNB - это токен Binance Smart Chain, иначе говоря, цифровая монета. Все современные виртуальные миры завязаны на криптовалютах, на их курсах, на их росте, на их наличии в ваших цифровых кошельках. Это главное.
Трудно ожидать от бизнесмена Цукерберга чего-то, кроме бизнеса. Его желание создать безграничный, как Вселенная, новый мир основано на ощущении того, что его бизнес в старом мире подошел к своим границам и уперся в них. Он уже выдоил всех пользователей Facebook, уже собрал всю их личную информацию и продал ее. Второй раз она не продается. К тому же тут слишком много границ, камней, кирпичей и бюрократов, которые лезут к цифровым сущностям с линейкой и весами в руках.
Но на самом деле Цукерберг и другие не создают подлинно новый мир, они только воспроизводят старый в новых формах и на новой безразмерной площадке. В основе нового мира по Цукербергу все то же, что было в старом, - гигантские толпы зачарованных прекрасными технологиями людей, покорно продающие самих себя за цифровые бусинки и электронные мулечки. В основе нового мира все та же слежка за людьми, все тот же глобальный сбор информации о них, все та же гигантская, превосходящее все, что было в истории, манипуляция массами, которые, как гигантская свинка, должны бежать за все новыми и новыми виртуальными приманками.
Для создания такого мира Цукербергу не жалко тратить 5 миллиардов долларов в год. Он столько и тратит - на разработку.
Много лет назад я брал интервью у Георгия Пачикова, главы компании Parallel Graphics, которая производила инструменты для создания трехмерной графики. Пачиков - те, кто знаком с российским хайтеком, хорошо знают, кто это такой, - в те годы даже создал конструктор виртуальных миров, который выпускался на CD-диске. Вставляешь диск в громоздкую бандуру, он с гудением запускается, и ты создаешь на своем продвинутом Pentium I свой виртуальный мир. В интервью Пачиков говорил о том, что хочет создать виртуальный мир и населить его философами, так чтобы там можно было встретиться с Сократом или, например, прогуляться с Платоном. Тогда это казалось фантастикой. Но это и сейчас фантастика, и не только потому, что искусственный интеллект еще долго не будет способен перевоплотиться в Сократа и Платона, но, прежде всего, потому что виртуальные философские сады московского программиста были задуманы как бесплатные и свободные. Это были сады нирваны, где нет ни времени, ни суеты, ни денег, а только мудрость и красота. И в эти сады мы попадем не скоро. Или никогда не попадем.
Настоящей альтернативой централизованному проприетарному метаверзу Цукерберга является свободный федиверз - федерация децентрализованных сетей, в которых нет хозяина, бизнеса, слежки, рекламы, торговли. Там ничего не продается и не покупается. Этот тихий интернет с тремя миллионами жителей существует рядом с громким, орущим, бегущим, торгующим, наполненным тремя миллиардами. Он действительно устроен на других началах. То, что Цукерберг выдает за другие начала в своей виртуальной вселенной, ими на самом деле не является. Это старый мир в новой технологической оболочке - настолько сияющей, что она ослепляет не только глаза, но и ум.
Строится метавселенная с новой экономикой; совершенно фантастический мир, в котором на гигантских биржах, по сравнению с которыми Уолл-стрит покажется деревенской обменной лавочкой, будут ежесекундно взлетать и падать сотни криптовалют, в котором объем продаж очков виртуальной реальности превысит объем продаж автомобилей, в котором получат развитие новые виды индустрии, например, индустрия виртуальной одежды и виртуальных драгоценностей, потому что будет не важно, в чем человек сидит у себя дома перед компьютером - да хоть в драной майке и отвисающих на коленях трениках, - а будет важно, в смокинге какого лейбла он в этот момент в виде аватара присутствует на приеме в сияющем огнями дворце на виртуальной Tverskaya-Аvenue, целиком принадлежащей все тому же netlordu, который начал скупать улицу еще в 2021-м, далеко ушедшем в прошлое году.
Все это сейчас, в наши дни, кажется странной сказкой о будущем, но реальность этой сказки уже сегодня подтверждается огромными деньгами, которые вкладываются в ее осуществление. Эта сказка вызывает у многих из нас недоуменное пожатие плеч - какие там золотые россыпи криптовалюты, когда ждешь, чтобы рублевая зарплата шлепнулась на карточку, - но этот мир настанет быстрее, чем может предположить инерционное человеческое сознание. Метавселенная заменит интернет в его нынешнем виде - все наши нынешние сайты, блоги, россыпи фоточек, плоский наивный мир. Они останутся где-то сбоку и на краю, пережиток прошлого, милый бабушкин архаизм.
Читайте также
- Состояние Марка Цукерберга впервые превысило 200 миллиардов долларов
- Почему миллиардеры по всему миру строят бункеры и покупают острова?
- Цукерберг строит секретный бункер на Гавайях
- Meta, Apple, Google и другие лидеры технологического сектора выразили поддержку Израилю
- Маск собирается драться с Цукербергом. И это не шутка
Изменится человек. У каждого в виртуальной метавселенной будет свой хорошо проработанный аватар, люди будут жить в этих аватарах, как в новых воплощениях самих себя. Я предполагаю, что появится институт второго брака - брака аватаров, и уж точно аватары будут влюбляться друг в друга и вдвоем отправляться то на светскую тусовку, то в дальний конец вселенной, на какие-нибудь новые голубые горы. Реальность сияющего и прекрасного, динамичного и увлекательного виртуального мира станет привлекательнее и интереснее постылого прозябания в скучной реальности. Произойдет раздвоение человеческой внешности - некрасивые тут станут красивыми там, возраст станет не неизбежностью жизни, а делом выбора. Вместе с раздвоением внешности произойдет раздвоение психики, какого еще никогда в своей истории не испытывал человек - он будет спать и есть в одном мире, а сиять и блистать в другом. Прожевав утренний бутерброд, погрузив тело в кресло, надев на голову новейший Oculus, мы плавно перенесем себя в наш красивый, любимый, стильный и модный аватар - в шляпе или короне, в золотой мантии или синих бриджах от кутюр - и отправимся туда, где еще никогда не были.
Правда, остается смерть, которая может внезапно нарушить нашу прекрасную игру в жизнь. Но и со смертью, как мешающим бизнесу обстоятельством, Цукерберг скоро что-нибудь придумает.