Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Бюджет — это наши деньги

Объем наших расходов на эти товары составляет 57 млрд шекелей, а средняя цена на них по сравнению с другими развитыми странами выше на 25%.

24.10.2021
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: ShutterStock

Одно из самых популярных высказываний щедрой на афоризмы Маргарет Тэтчер: "У государства нет своих денег, у него есть только деньги налогоплательщиков". Почему-то не все обращают внимание на то, что речь в данном случае идет не только о том, кому де факто и де юре принадлежит государственный бюджет, но и о том, что при перетекании денег из карманов граждан в карманы государства, даже без всякого воровства, хищений и коррупции, с точки зрения общественного богатства их становится меньше. Хотя бы просто потому, что каждая операция с "государственными деньгами" требует обслуживания, контроля, зарплат чиновникам и тому подобных расходов. Поэтому задача нормального правительства — минимизировать количество средств, изымаемых из карманов граждан, и представить им возможность тратить свои деньги по собственному усмотрению.

Понятно, что существуют и будут существовать необходимые расходы на общие цели, кому, как не израильтянам, понимать, что без армии, служб безопасности и ряда других государственных нужд нам не обойтись, но тем не менее, каждый шекель, не попадающий в госбюджет, сохраняет для нас с вами шекель с лишним.

Очень наглядно данная закономерность проявляет себя при любых операциях по импорту предметов потребления. Казалось бы, израильская компания закупила товар за границей, ввезла его в страну, заплатила пошлины государству и продает его нам, включив в цену эти пошлины, расходы на транспортировку и свою торговую прибыль. Не тут-то было, прежде чем ввести закупленный товар, импортер обязан доказать, что этот товар соответствует установленным государством стандартам качества, для чего отправляет образцы в одни проверяющие инстанции, сопровождающие документы — в другие, а импортный товар в это время хранится на таможенных складах и все это стоит денег, которые, разумеется, потом войдут в цену, которую заплатим мы с вами.

Попутно замечу, что под эту цену подравниваются и цены на товары израильского производства, производители и продавцы которых совершенно не собираются заниматься благотворительностью. Итог мы все видим каждый день в виде цифр на ценниках. Эти цифры особенно наглядны для многих израильтян, регулярно бывающих заграницей — даже в странах, превосходящих Израиль по уровню благосостояния граждан, например, европейских, цены на очень большое количество товаров повседневного и регулярного спроса гораздо ниже наших.

Казалось бы, если кто и заинтересован в изменении этой ситуации в пользу потребителей и таким образом уменьшении количества денег, поступающих в госбюджет, то это кто угодно и что угодно, но никак не министерство финансов и его глава. Не могут хотеть сокращения поступлений ведомство и министр, которые только и слышат со всех сторон и каждую минуту слово "дай". Дай армии, дай промышленности, дай старикам, дай молодежи, дай искусству, дай спорту… Тем не менее в четверг 21 октября экономическая комиссия Кнессета одобрила не просто крупнейшую в истории Израиля, а реально небывалую для нашей страны реформу импорта, которая должна снизить розничные цены на десятки тысяч потребительских товаров.

И да, проект реформы разработан министерством финансов во главе с министром Авигдором Либерманом. И в нем скрупулезно подсчитано, что общий объем наших расходов на товары, о которых идет речь, составляет 57 млрд шекелей, а средняя цена на эти товары по сравнению с другими развитыми странами в Израиле выше на 25%. На четверть. На телевизоры — выше более чем в 2 раза, на детские коляски и стиральные машины — выше на 2/3 и тому подобное. Доходит до смешного, консервированная кукуруза в Израиле стоит в 3,5 дороже, чем в Европе. За кукурузу, которую мы видим на израильских полях, мы выкладываем 358%, как дотошно подсчитал минфин, от того, что платят отнюдь не бедные французы.

Реформа предусматривает, во-первых, существенное упрощение всей системы стандартов ввозимой в Израиль продукции. Если без особых подробностей, то ликвидируется большинство уникальных израильских стандартов и требования к качеству товаров максимально приближаются к общеевропейским. Таких чисто израильских по сравнению не с Сомали, а с ЕС стандартов только на продукты питания, существует 160. Теперь, грубо говоря, что хорошо для ЕС, то подойдет и для нас.

Во-вторых, отменяются требования сертификации одного и того же товара, ввозимого разными импортерами, именно эта простая идея кроется за далеко не всем понятным словосочетанием "параллельный импорт". Изменения касаются молочных продуктов, консервов, замороженных — мучных изделий, овощей и фруктов; любимых, прежде всего, русскоязычными гражданами грибов и меда; стиральных и сушильных машин, холодильников, пылесосов, телевизоров и компьютерных мониторов, электрических батареек, детских кроваток, стульчиков, колясок и сидений для автомобиля, игрушек и переносок для детей, дезодорантов, кремов, шампуней, мыла, зубной пасты и многого, многого другого.

Читайте также

На 60% товаров отменяются проверки на соответствие израильским стандартам качества и соответствующим согласованиям при условии, что они отвечают требованиям европейского американского или международного стандарта. Именно этот концептуальный подход минфина позволил премьер-министру Беннету сказать, что российская вакцина от коронавируса будет признана Израилем сразу после ее сертификации ВОЗ. Отменяется необходимость сертификации ряда израильских товаров при условии наличия документа об их соответствии европейскому или международному стандартам качества.

Разумеется, объем этой колонки не позволяет перечислить все пункты и детали предложения минфина, которые войдут в прилагаемый к бюджету закон о хозяйственном регулировании. Отмечу еще только, что в данном случае мы имеем дело с реформой, реально соответствующей известному крылатому выражению о том, что политик думает о следующих выборах, а государственный деятель — о следующих поколениях. Цены в Израиле в результате предлагаемых мер начнут снижаться не завтра, а когда начнут, то будут это делать постепенно и сравнительно медленно.

Возможно, большинство израильтян ощутят существенные последствия для своего кармана года через 1,5—2, а то и больше. Нет нужды напоминать, что выборы в Израиле порой случаются гораздо чаще. Тем важнее отметить, что реформы в интересах граждан важны не столько для ближайших выборов, сколько для нашей, наших детей и внуков общей жизни.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке