Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+19+11
Иерусалим
+15+8

Мнения

А
А

В чем заключаются проблемы израильской академической науки?

Тот факт, что у двух из трех новых нобелевских лауреатов есть израильское прошлое, согревает душу, но не более того.

14.10.2013
Источник:Курсор
ShutterStock

Читайте также

Тот факт, что у двух из трех новых нобелевских лауреатов по химии есть израильское прошлое, согревает нам, их бывшим соотечественникам, душу, но не более того.

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу, а также ряд других высокопоставленных политиков, поспешили определить успех профессоров Арье Варшеля и Майкла Левита в качестве «израильского достижения». Однако невозможно, восхищаясь успехом ученых, обойти стороной положение израильской системы высшего образования. Похоже, что нобелевская премия Варшеля и Левита лишь подчеркивает тревожные тенденции в израильской академической сфере.

Восторженные отзывы, касающиеся израильской части научного маршрута, пройденного Варшелем и Левитом, не могут заменить тщательный анализ той печальной ситуации, в которой пребывает отечественная система высшего образования Отчет Центра Тауба, занимающегося исследованиями в социальной сфере, опубликованный на прошлой неделе, сообщает, что за последние 40 лет население Израиля выросло на 133%, количество студентов высших учебных заведений - на 157%, однако число преподавателей в университетах и колледжах увеличилось всего на 9%.

Хочется надеяться, что пятилетняя программа, реализация которой началась три года назад, и которая предполагала существенное увеличение субсидий на нужды высшего образования, не окажется бесполезной, поскольку необходимые реформы проводятся с колоссальным опозданием. К тому же сокращение 100 миллионов шекелей из бюджета системы высшего образования, запланированное на ближайший год, не обещает ничего хорошего в будущем. Более того, способности создавать и упрочивать плодотворные связи израильской академической науки с международными научными центрами и ведущими университетами мира (что жизненно необходимо для развития отечественной науки) нанесен серьезный ущерб из-за несогласия Европы с поселенческой политикой Израиля.

Еще одним выражением опасных и разрушительных тенденций в израильской академической сфере является постоянное снижение числа старшеклассников, которые имеют высокий экзаменационный балл в ходе получения аттестата зрелости. Этот резерв будущих исследователей сократился в течение последних шести лет на 14%. Проблемы, связанные с изучением математики и других точных наук, хорошо известны руководителям министерства просвещения вот уже более десяти лет. Но у министерства другие приоритеты – поездки школьников в Хеврон вместо экскурсий в Институт Вейцмана и Хайфский Технион. Кризис, связанный с преподаванием математики и других точных наук, окажет негативное влияние на возможности нового поколения выпускников вписаться в систему высшего образования и стать потенциальными исследователями международного уровня.

История Майкла Левита, и особенно Арье Варшеля, таит в себе важный посыл: будущее Израиля зависит от уровня образования в государстве и достижений в академической науке – а не от расширения поселений на территориях, финансирования йешив и непропорционального увеличения оборонного бюджета.

Редакционная статья, «Гаарец»

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке