Правительство решило снизить возраст освобождения ультраортодоксов от призыва до 21 года, заявив, что это приведет к интеграции "харедим" на рынке труда, а также из-за того, что поставленные цели по призыву ультраортодоксов все равно не достигнуты. Последствия этого решения обсуждает в "Макор ришон" Йехиэль Радуцки, который по службе занимался вопросами призыва ешиботников в ЦАХАЛ.
Во-первых, пишет он, мы должны спросить себя, куда исчезли лозунги, которые мы слышали на протяжении многих лет, независимо от того, какое правительство было у власти. Лозунг "равенство в несении бремени", лозунг, под которым в БАГАЦ вновь и вновь подавались иски с требованием обжаловать закон о призыве, внезапно растворился в воздухе.
И после этого вопроса он подошел к главному: мы должны понять, почему нынешнее правительство Израиля решило подорвать два важных моста, первый - это связь ультраортодоксов с Государством Израиль, а второй - мост между ультраортодоксами и миром труда и занятости.
Большинство ультраортодоксов в Израиле не ведут ежедневного диалога с широкой общественностью. Да, мы можем встретиться в автобусе и в продуктовом магазине, но обстоятельного разговора практически не бывает.
Если вы поговорите с обычным членом "общества Торы", вы, к своему удивлению, обнаружите разные странные мнения, которые не отражают истину, потому что она им просто неизвестна. Между прочим, то же самое произойдет и наоборот, если вы спросите рядового светского человека об ультраортодоксальной жизни. В армии был создан тонкий мост между служащими в ЦАХАЛе ультраортодоксами и населением в целом. Теперь этот мост вот-вот рухнет.
Утверждение правительства о том, что это приведет к увеличению занятости ультраортодоксов, совершенно необоснованно. Сегодня для тех, кто вышел из ультраортодоксальной системы образования армия - это мост к трудоустройству. Причем как для тех, кто служил в боевых частях - они к концу службы получают год для учебы, когда могут заполнить пробелы, так и для тех, кто служил в тылу, и к 21 году изучают профессию во время службы в армии, набираются опыта и с ним выходят на "гражданку".
Читайте также
Доказано, что 75 - 85 процентов отслуживших "харедим" находят на рынке труда уважаемую и прибыльную работу. Напротив, из каждых пяти ультраортодоксов, пошедших на академическую учебу, только один завершит курс со степенью в руках, а остальные четверо бросят обучение, как правило, на подготовительном или первом году обучения.
В нынешней ситуации у юноши после 19,5 лет больше не будет интереса идти в армию. Он подождет еще немного в йешиве, потому что с 20 лет никто не будет проверять, действительно ли он учится, он будет делать, что захочет, и именно так мы потеряем и военнослужащего, и возможность его интеграции в израильское общество. Эти ребята будут искать работу и находить, но не в том, к чему стремится государство, потому что у них нет нужного опыта и подготовки.
И я не говорил еще, продолжает Радуцки, о гражданской национальной службе, на которую ультраортодоксы имеют право с 21 года, я не говорю о маршруте "Соглашения ХАБАД", который позволяет ешиботникам ХАБАДа выехать на год-два в "бейт-мидраш" Ребе в Соединенных Штатах и по возвращении пойти в армию. И еще есть молодые люди, для которых армия была убежищем от улицы и ешивы, их больше не призовут.
Снижение возраста освобождения, независимо от того, каким образом оно будет представлено правительством, будет означать еще один шаг к окончательному разводу между ультраортодоксальной общественностью и государством Израиль, что очень печально.