Однажды в синагоге друг сообщил мне с огорченным видом: "Представляешь, как не повезло! Купил в другом городе индюшачью пастрому, а оказалось, что она - не "халак"!" Стоит объяснить читателям, что такое печать "халак", за наличие которой на ряде продуктов они прилично переплачивают в магазинах.
Первоначально ее применяли только к крупному рогатому скоту. Иногда после кошерного забоя у инспектора по кашруту возникают вопросы относительно состояния легких животного. В таком случае он советуется с вышестоящим инспектором или с раввином. Если раввин, осмотрев тушу, тоже признает мясо кошерным, оно поступит в продажу, однако без печати "халак".
Соответственно, печать "халак" (само это слово переводится с иврита как "гладкий") означает, что про это животного вообще не возникало никаких подозрений, и все прошло "гладко". Мясо без печати "халак" тоже кошерно, однако стоить будет дешевле.
А вот печать "халак" на изделиях из мяса птицы выглядит, мягко говоря, странно. Исторически это определение никогда к птице не применяли. К тушам птицы подобных вопросов просто не возникает из-за другой анатомии. Это относится именно к легким крупного рогатого скота. К тому же, сегодня, если одна тушка курицы покажется некошерной, из-за нее никто не остановит всю линию. Так что, если с вас спрашивают более высокую цену за, например, куриную колбасу или индюшачью пастрому на основании того, что она "халак" - вам, в общем-то, накручивают цену на пустом месте.
Впрочем, приятеля мои разъяснения не успокоили, и ту пастрому, в упаковке без штампа "халак", он отдал мне. Я, человек религиозный, спокойно все съел - мне достаточно печати Главного раввината.
Дорогое "украшение"
То же самое относится к печати "меадрин мин-ха-меадрин" на пищевых продуктах. Фразу можно перевести как "украшающий из украшающих". Подразумевается, что вам продают продукт с самым лучшим в мире кашрутом. Остальные уже, получается, не такие "красивые".
Сразу на ум приходит популярный сегодня интернет-мем:
- Вы продаете кашрутов?
- Нет, только показываю.
- Красивое!
Однако они его таки-да, продают! Хотя, если мы заглянем в Талмуд, то увидим это определение всего один раз - в трактате "Шабат". И применяют его вовсе не к еде, а к людям, зажигающим ханукальные свечи таким образом, как мы сегодня привыкли - в первую ночь одну свечу, во вторую - две... Так что колбаса "меадрин мин-ха-меадрин" быть не может - с вас просто вымогают деньги за ничего не значащий термин.
Красные ниточки, оптом и в розницу
Вы видели когда-нибудь людей, носящих на запястье красную нитку? Ее обычно повязывают люди, именующие себя каббалистами. За эту крохотную нитку с вас кто-то потребует 10 шекелей, но в других местах, если "повезет", купите за пятерку целый пучок. В исторической части Иерусалиме процветает серьезный бизнес: ниточки туристам активно впаривают и евреи (у Стены плача), и арабы (по дороге к Храму Гроба Господня). Рассказываем, откуда это пошло.
Это старинный еврейский обычай? Да.
Он предназначен для защиты? Да.
Вот только одно уточнение: красная нитка предназначалась для защиты младенцев от демоницы Лилит. И знатоки в этом вопросе вам скажут, что особо опасна Лилит для младенцев до 40-дневного возраста. А для взрослых такая красная нитка попросту бесполезна.
Еще один аспект, связанный с "красными нитками" - реклама в СМИ разного рода "чудотворцев", которые за солидные деньги обещают избавить вас от проблем.
На самом деле, праведников и чудотворцев среди еврейского народа немало. Среди них вы найдете и сефардских каббалистов, и хасидских раввинов... Общее у них одно: никто из настоящих чудотворцев не рекламируется в газетах.
Читайте также
БАДАЦ или не БАДАЦ?
Но самые крупные деньги приносит "кому надо" обязательное требование кашрута от Главного раввината Израиля.
Известно, что очень многие израильтяне предъявляют исключительно высокие требования к кашруту. Одни едят только продукты с печатью "БАДАЦ - Эда харедит". А последователи братиславского раввина Моше Софера едят только продукты с печатью "Хуг Хатам Софер". Однако вне зависимости от пищевых предпочтений наших ультрарелигиозных сограждан, любой кошерный продукт в Израиле обязан получить также свидетельство о кошерности от Главного раввината Израиля. То есть, заплати раввинату - а потом уже, если хочешь, чтобы твою продукцию потребляли ультраортодоксы, доплати еще за кошерность БАДАЦу или последователям Моше Софера.
Все это напоминает советскую торговлю "с нагрузкой". Если я хочу есть сверхкошерную еду - зачем мне печать Главного раввината, у которой уровень ниже, чем того же БАДАЦа? А если я согласен на простой уровень кошерности - почему мне приходится доплачивать еще за БАДАЦ?
Разумеется, в Израиле должно быть изобилие кошерных продуктов. Однако полезно знать, что 2-3 печати на одной упаковке делают ту же, например, пастрому дороже, но отнюдь не кошерней.