Большая Евразия стремительно превращается из мирного региона, аналогичного Большой Европе, в потенциальный центр крупных военных действий. И детонатором этого процесса вновь становится Афганистан. Если ситуация здесь взорвется, Израиль тоже может зацепить осколками.
Центр стратегических исследований при Бар-Иланском университете опубликовал 8 августа доклад, в котором содержится анализ ситуации в этом регионе после наступления талибов, громящих правительственные войска, и ухода сил США. Автор доклада - Эмиль Адвалиани из Тбилисского университета. Он полагает, что от ухода США из Афганистана могут выиграть Китай, Россия, Пакистан и Иран, а более других пострадают пять государств Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, которые вместе с Афганистаном представляют собой единое непрерывное геополитическое пространство.
Америка сокращает свое влияние на Ближнем Востоке, в Южной и Центральной Азии, потому что Вашингтон заново оценил пределы своего военного потенциала и понял: превзойти Китай в самом сердце Евразии - задача, обреченная на провал. Отказываясь объять невозможное, американцы предпочтут вместо этого сильнее сосредоточиться на Индо-Тихоокеанском регионе.
Уход Америки, на первый взгляд, позволит Китаю, России и некоторым другим странам заполнить образующийся вакуум. Но в Пекине подозревают, что этот шаг США может оказаться уловкой, если не сказать - ловушкой, пожирающей их ресурсы. История показала, что ни одна держава не оказывалась способной в одиночку контролировать весь путь от Китая до Средиземного моря в течение сколько-нибудь значительного отрезка времени. Китайцы понимают, что и они вряд ли смогут добиться успеха там, где все другие империи потерпели неудачу.
А для России именно тема Афганистана, по сообщениям многих источников, стала одной из главных на июньском саммите Байден - Путин. Речь шла, в частности, о возможности использования российских военных баз в Средней Азии. "Москве было бы выгодно показать Китаю, что именно она, а не Пекин - хозяин в этом регионе, именно она будет разрешать или предотвращать военное присутствие других держав в Центральной Азии" - таким выводом завершается доклад Центра стратегических исследований центра имени Бегина-Садата.
Впрочем, как и во времена правления этих незаурядных лидеров, изменения в международной политике происходят быстрее, чем пишутся доклады: в субботу вечером, 7 августа, американский самолет В-52 подверг бомбардировке позиции талибов в стратегически важном афганском городе Шебергане. Об этом сообщил заместитель начальника пресс-центра минобороны Афганистана Фавад Аман. В результате авиаудара было ликвидировано более 200 боевиков, более 100 единиц транспорта, большое количество оружия и боеприпасов, принадлежавших движению "Талибан".
Читайте также
Как полагают российские аналитики, и в их числе Сергей Строкань из "Коммерсанта", упорный отказ талибов прекратить наступление и захват все новых городов, наряду с начавшейся в Афганистане мобилизацией антиталибских сил, показывают, что "план администрации США завершить вывод войск и синхронно запустить политический процесс с участием исламистов и афганских властей не сработал". На его взгляд, в своем стремлении в кратчайшие сроки свергнуть афганское правительство талибы не остановятся перед тем, чтобы завалить всю страну трупами. Спецпредставитель ООН Дебора Лайонс подтвердила, что надежды на снижение уровня насилия после подписания договоренностей о выводе американских войск из Афганистана не оправдались.
На этом фоне Россия и Китай уже отрабатывают новую стратегию взаимодействия: 9 августа на северо-западе КНР стартовали военные учения "Запад: Взаимодействие-2021". Эти маневры имеют два важных отличия от прежних: они масштабны, и в них россияне используют китайское оружие. С их помощью Москва и Пекин посылают недвусмысленный сигнал Западу, что расколоть их альянс не удастся, что "Россия и Китай - это именно коллективная величина в современной геополитике", заявляет заместитель директора института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Ломанов. Причем нынешние российско-китайские учения — это только начало в серии военных акций, ожидаемых в этом году. Почти параллельно с китайскими, в России проходят и совместные с Индией военно-морские и наземные учения "Индра - 2021".
Так выстраивается давно лелеемая российскими геополитиками ось "Москва - Пекин - Дели". Но не будем забывать, что между тремя участниками этой оси имеются свои крупные противоречия. К тому же, есть еще один игрок, стремящийся к региональному влиянию - Пакистан, без помощи которого талибы вряд ли смогли организовать столь сложные операции на таком протяженном фронте. И, наконец, Иран, заинтересованный в ослаблении позиций США в регионе и в приходе к власти в Афганистане радикальных исламистов.
В итоге США, еще не добившись успеха в переговорах с Ираном по ядерной сделке, вынуждены признать и провал мирных переговоров в Афганистане, да и Индия, на которую США надеялись, не торопится излишне сближаться с ними. Тогда как Россия и Китай, названные во внешнеполитической доктрине США главными ее угрозами, все активнее строят здесь свой военно-стратегический союз. Следовательно, США пока проигрывают в битве за Евразию, и это серьезное упущение: ведь, по словам одного из основателей геополитики как науки Джона Маккиндера, "кто контролирует Евразию, тот командует миром".