Вы их наверняка встречали в ФБ, а, возможно, и в реале. Мне повезло: я с ними встречалась только в ФБ. Из них, кстати, примерно на 90% состоит мой бан список. Пару лет назад мне казалось, что это — казусы. Редкие исключения. Патология. И вдруг выясняется, что это — массовое явление на "русской" улице или, во всяком случае, в русскоязычном израильском ФБ.
Антропологический вид. Харедофил Saecularis Vulgaris Ignorans. Для удобства назовем его сокращенно ХСН (Харедофил Светский Невежественный).
Он (или она, она обычно агрессивнее) представления не имеет о существовании различий между ортодоксами и ультраортодоксами и полагает, что ортодоксы — это исключительно которые в черных шляпах (штраймлы и лапсердаки тоже допускаются).
При этом он (она) безошибочно выбирает в любом внутрирелигиозном противостоянии более радикальную сторону и яростно отстаивает ее правоту.
Например, в споре о том, могут ли ашкеназские харедимные семинары и школы для девочек дискриминировать при приеме девочек из сефардских семей, ХСН непременно напишет, что, во-первых, нет такой дискриминации, все клевещут враги. А во-вторых, дискриминация совершенно оправданна.
В споре между более умеренными харедим литовского направления и хулиганами из "Пелег Иерушалми" ХСН будет яростно отстаивать святую правоту демонстрантов "Пелега".
В спорах между раввинами армейской мехины в Эли, получивших печальную известность благодаря своей радикальной позиции, и их противниками в национально-религиозном секторе, ХСН будет с пеной у рта защищать первых. А что, сказал же в минувшем году один из них, рав Кальнер, что женщина очень плохо водит машину. Так ведь правильно же сказал.
Если в дискуссии вы попытаетесь что-то объяснить по теме, ХСН ответит, что он про этих ваших сефардок, разные "Пелеги" и какие-то Эли не знает и знать ничего не хочет, потому — не морочьте ему голову, это все детали, не имеющие ни малейшего значения. А важно — чтоб мы, евреи, любили и уважали нашу тысячелетнюю традицию. А наша тысячелетняя традиция, она такова, чтоб евреи носили все-все черное, мужчины всегда-всегда, а не только в синагоге, сидели бы отдельно от женщин, а еще, чтоб эти мужчины не работали, а учились бы в ешивах — тоже в массовом порядке — и получали бы от государства дотацию. Всем же хорошо известно, что тысячу лет назад такие дотации платили евреям европейские феодалы, а теперь платят из госказны США и европейских государств. Ну и, само собой, в армию призывать евреев нехорошо. Это как Николай Первый Кровавый призывал в армию кантонистов. Поэтому менять в Израиле ничего нельзя, а кто требует так или иначе изменить сложившийся в отношении государства к ультраортодоксальным общинам порядок — тот антисемит. Или же, если он носит кипу, — коллаборационист.
Посты с разъяснениями, как нам правильно любить еврейскую традицию, ХСН особенно активно размещает по субботам. Потому что в субботу времени больше. А еврейскую традицию ХСН любит — из своего светского далека.
Харедим — они как монахи или священники. Недостижимый идеал, которого светский вовсе и не стремится достичь. Харедим отмолят светских. И всем хорошо, все довольны. Вязаные же кипы портят картину.
Но особенно яростно ХСН ненавидит религиозных сионистов.
Не всех. А более современных. Которые без бороды и — о ужас — носят иногда джинсы и свитер. А ХСН женского пола непременно расскажет крайне осуждающим тоном про соседку, которая религиозная, а смотри-ка: в короткой юбке и волосы у ней из под шарфика торчат. Разве ж религиозные так ходют? Активный ХСН, заметим в скобках, как правило, не очень хорошо владеет литературным русским языком.
В последнее время посты ХСН приобрели политический характер. Но появились Светские Харедофилы на "русской" улице задолго до того, как Нетаниягу сделал свой стратегический коалиционный выбор и предпочел религиозным сионистам ультраортодоксов. Так что кипа Беннета — не объяснение.
Я сначала долго и мучительно пыталась понять, в чем тут причина. Ведь по логике вещей, именно религиозный сионизм не радикального толка должен был бы быть ближе и понятнее советскому еврею: установка на получение высшего образования, принадлежность к среднему классу, привычный для русскоязычного еврея интерес к общей культуре, да и одеты они, то есть мы, для светского человека — более приемлемо. Ан нет.
Со временем поняла: причин две. Точнее, есть две категории ХСН. Они пересекаются, но совсем не обязательно.
Категория первая — кухонные диссиденты, вечные любители борьбы с режимом. Для таких государство, истеблишмент — это всегда враг. А противник государства — диссидент, друг и союзник. Поэтому формально не признающие государство, а тем более пикирующиеся с ним харедим — они борцы с властями. Соответственно, кто радикальнее, тот больше борец. А вязаные кипы — на тех страшный грех лояльности, "мамлахтиют". Поэтому они — коллаборационисты.
Парадоксальным образом эту категорию прибило сегодня к "Ликуду". Любители борьбы с режимом ошибочно принимают нынешний конфликт бывшего премьер-министра с судебной системой за намерение "Ликуда" весь старый мир до основанья разрушить. Но мы не о политике.
Есть и вторая категория ХСН, более обширная. У этих ненависть к религиозным сионистам носит любопытную теологическую основу.
Потому что люди эти — они в глубине души, вполне возможно, верующие. Но вот понятия о религии и о Б-ге у них сугубо христианские.
В смысле, иже еси на небеси — еси. И пусть тому, кто там еси, служат специально существующие для этой цели люди. Ну там, священники, монахи. И монашки, само собой. Еще юродивые и праведники. А если уж мы евреи, то пусть служат, как у евреев принято. То есть как ХСН думает, что это так у евреев принято. В ешивах пусть сидят, в бедности живут, — это ж правильно, чтоб люди духовные в бедности жили. Черные одежды пусть носят, от женщин подальше держатся, а сами женщины пусть одеваются во все закрытое — монашки так монашки, где вы видели монашку в короткой рясе?
Последняя фраза — отнюдь не плод моей фантазии, а цитата из одной из дискуссий в ФБ. ХСН-дама, в ответ за вопрос "а что ж вы меряете длину соседкиной юбки, когда сами одеваетесь явно не по канонам?", так и заявила: я же не они. Вот я не монашка, но могу сказать, если монашка одета не как надо.
И вот тогда-то я поняла причину ненависти этой вот группы к "вязаным кипам". Все просто.
Какими должны быть верующие евреи?
Читайте также
Если "правильные", "духовные" евреи — это евреи в штраймлах или на худой конец, в черных шляпах, которые "весь день молятся и учат Тору", то картина мира удобна.
"Духовные" евреи будут жить вот так. А они, светские, — будут жить своей привычной жизнью. Ведь не могут же они "весь день молиться и учить Тору", носить эти одежды и рожать двузначное число детей. Зато они будут поддерживать "духовных" евреев. Если вдруг существует будущий мир, там светским за это зачтется.
Харедим — они как монахи или священники. Недостижимый идеал, которого светский вовсе и не стремится достичь. Харедим отмолят светских. И всем хорошо, все довольны. Вязаные же кипы портят картину.
Потому что вдруг выясняется: чтобы вести традиционный еврейский ортодоксальный образ жизни, вовсе не нужно уходить от мира в монастырь. А можно получать специальность, жить более или менее привычной жизнью и даже одеваться — ну, может, не совсем так, как привык светский русскоязычный еврей, но и не как "монахи". Но при этом — к морю по субботам не ездить, в интернет не заходить, некашерных деликатесов из "русского" магазина не есть…
Получается — ты не обязан полностью менять свою жизнь, ты можешь ее сохранить, а при этом принять на себя предписанные традицией ограничения. И если ты этого не делаешь, то ты — кто? Грешник.
Куда приятнее считать религиозных евреев идеалом, который надо почитать, но которого все равно ведь обычный человек не сможет, а, главное, не захочет достичь. И яростно ненавидеть "недорелигиозных", "полурелигиозных", коллаборационистов, пытающихся усидеть на двух стульях.
Потому что Бен Гурион не ходил в синагогу и синагога, в которую он с детства не ходил, была — ортодоксальная.
А Харедофилус Secularis Vulgaris Ignoramus, хоть он и еврей, с детства не ходил не в синагогу, а в церковь. Вырос в культуре, отрицавшей религию, но религия, о которой он имеет хоть какое-то представление, — христианская.
Поэтому он не знает (и, что хуже, знать упорно отказывается), что у евреев нет монахов. И непогрешимых понтификов тоже нет. Еврей может и должен сочетать традицию с повседневной современной ему реальной жизнью. И именно таких евреев ненавидит и осуждает Светский Харедофил.
В эти дни Светский Харедофил активно борется против реформы кашрута. Потому что — хороший кашрут он любит, плохой — нет. Он поедет в субботу на море, а там, как же иначе, креветки под пиво. Потому что он же Светский.
Но когда после креветок ему захочется мяса, тут ему непременно потребуется кашрут БАДАЦа. Никаких удостоверений кашрута от раввинов "Цоар" не предлагать — это его не устраивает.
Потому что — Харедофил.