Как и следовало ожидать, лидерам коалиции не удается держаться в стороне от политических вопросов. Не успел пройти шок от проваленного закона о воссоединении, как перед правительством в полный рост встала другая арабская проблема, а точнее - четыре проблемы сразу. Одна связана с ХАМАСом и Газой, вторая - с Палестинской автономией, третья - с Объединенным списком, четвертая - с РААМ, и все они увязаны между собой.
В истории с ХАМАСом нет ничего нового, и даже наглость правителей сектора нам хорошо знакома. На переговорах в Каире о режиме прекращения огня хамасовские представители ведут себя так, будто они выиграли очередную войну с Израилем. Сами требования звучат не менее вызывающе. Например, ХАМАС не согласен получать катарские деньги через палестинские банки или каким-либо иным способом, кроме чемоданов с наличными, как это происходило раньше. Вопрос, обязан ли Израиль пропускать эти деньги в Газу, вообще не обсуждается.
Помимо этого, хамасовцы отказываются сообщить сведения о здоровье израильских пленных, пока Израиль не выпустит из своих тюрем женщин и больных заключенных. Правительство фактически согласилось на такой шаг - и это не просто досадная уступка, имеющая символическое значение для отношений между еврейским государством и бандитским формированием в Газе. Среди женщин и больных узников тоже есть убийцы и организаторы терактов - попадут ли они под действие сделки? Пока Израиль отказывается выпускать на свободу террористов "с кровью на руках", но кто может гарантировать, что дальнейших уступок не будет?
Переговорщики из Газы не зря упоминают о сделке Шалита в 2011 году - она проводилась по той же схеме "информация в обмен на освобождение палестинских заключенных". После истории с Шалитом в нашей стране много говорили о том, что пора прекращать порочную систему неравноценного обмена, но сейчас, похоже, мы вновь к ней возвращаемся. Да и сама по себе практика выставления условий Израилю со стороны палестинцев очень похожа на возвращение к прошлому времен Рабина и соглашений Осло. То же самое наглядно видно и на примере требований Палестинской администрации.
Видимо, чтобы не отставать от ХАМАСа, ПНА составила целый список претензий, которые Израиль должен выполнить для возобновления переговоров. Этот документ планируется передать в администрацию Байдена, а его копию - Беннету. При всем априорном уважении к новому правительству, трудно было представить такой выпад в эпоху Нетаниягу. Очевидно, в палестинском руководстве делают ставку на то, что правые политики коалиции не смогут противостоять двойному давлению Белого дома и своих левых коллег (в этом уверена и оппозиция во главе с Биби).
Запросы палестинцев нацелены на то, чтобы "отмотать все назад", к ситуации, которая сложилась перед интифадой Аль-Акса: возобновить деятельность палестинских организаций в Восточном Иерусалиме, восстановить выгодный арабам статус-кво на Храмовой горе, ограничить поселенческое движение, ликвидировать форпосты, вернуть воссоединение семей, запретить разрушение палестинских домов и, разумеется, освободить заключенных. К этому добавляется ряд экономических запросов, но на первом месте стоят политические требования, от которых явно веет духом Осло.
Читайте также
Беннету, Саару, Либерману и их однопартийцам предстоит выдержать тяжелую и неравную битву, чтобы отвергнуть претензии ХАМАСа с одной стороны и Палестинской администрации - с другой. Но главная опасность исходит изнутри, причем даже не от оппозиции, а от коалиции и ее сторонников.
Потерпев неудачу с законом о воссоединении семей, правительство решило впредь защитить себя от подобных ситуаций и договориться с Объединенным списком о поддержке голосования по некоторым предложениям, внесенным от имени коалиции, прежде всего, по проекту государственного бюджета. Кабинет рассчитывает, что члены арабской фракции согласятся на сотрудничество, если получат взамен определенные преференции для своего электората, в частности, разработку мер по борьбе с криминалом.
Но этот расчет выглядит на редкость наивно. Трудно поверить, что Объединенный список согласится на нейтральные "вегетарианские" подачки, в то время как ХАМАС и ПНА зарабатывают авторитет у его избирателей, наперебой атакуя Израиль дерзкими стратегическими и политическими требованиями. Если коалиция получит голоса списка, они будут стоить очень дорого, и заплатить за них придется именно политическую цену.
Мало того: хотя результаты этих переговоров еще не известны, сам факт их ведения возмутил других арабских союзников правительства - партию РААМ. Два родственных движения остро конкурируют друг с другом и болезненно реагируют, если кому-то из них отдается приоритет. Депутаты РААМ уже заявили, что будут бойкотировать голосования и вообще прекратят участие в коалиции, если им не передадут контроль над Управлением по вопросам бедуинского сектора.
Что-то подсказывает, что это будет не последнее и не единственное требование фракции Мансура Аббаса на фоне прочих арабских условий, которые сыплются на правительство со всех сторон. Никто из участников этой акции не хочет оказаться в проигрыше. Завышенные требования одного вызывают цепную реакцию остальных; ставки растут: кто больше выторгует у Израиля?
Сейчас на повышение играет ХАМАС: из Газы не только летят "огненные шары", но и поступает угрозы начать новую войну. На словах правительство обещает жесткий ответ, армия готовится к конфликту вплоть до наземной операции, но трудно сказать, сумеет ли коалиция утвердить такое решение, как на этот раз поведет себя фракция РААМ, как отреагирует МЕРЕЦ... Поражение правительства на недавнем голосовании - это поражение его правого крыла и, соответственно, укрепление левого. Это означает, что кабинету с высокой вероятностью придется пойти на поводу у арабов, своих или палестинских. Не исключено, что в некоторых вопросах "свои" и "чужие" будут действовать заодно, а Израиль, вернее, его новое правительство остается даже не меж двух, а меж четырех огней.