В лагере противников Нетаниягу нет однозначного отношения к вопросу участия ультраортодоксальных партий в коалиции, и это один из многих камней преткновения на пути к соглашению. Либерман, Лапид и левые фракции нацелены на правительство без харедим и мечтают утвердить пакет антиклерикальных законопроектов, включая положения о гиюре, призыве, гражданских браках и работе бизнесов по субботам.
"Ямина" и "Тиква хадаша" настроены более осторожно, поскольку опасаются потерять доверие собственных религиозных избирателей. В правительстве без харедим Беннет и Саар окажутся между двух огней. Им придется самим сдерживать посягательства на статус-кво, чтобы сохранить поддержку электората, который причисляет себя хоть и не к ультра-, но к вполне ортодоксальному иудаизму. С другой стороны, таким противодействием они вызовут раздражение светской части электората, требующей антиклерикальных реформ.
Если ШАС и "Еврейство Торы" войдут в коалицию, они возьмут на себя всю "черную работу" по отстаиванию статус-кво, и партиям, находящимся под влиянием право-религиозных кругов, удастся сохранить свое реноме. Правда, ультраортодоксальные политики пока не готовы облегчать им жизнь. На предложение присоединиться к гипотетической коалиции во главе с Беннетом руководители ШАС и "Еврейства Торы" ответили отказом, уточнив, что они никогда не будут заседать в одном правительстве с Либерманом и Лапидом и даже с одним из них.
Страшная трагедия на горе Мерон заставила участников коалиционных переговоров по-новому взглянуть на возможный союз с партиями харедим. Вслед за неизбежными вопросами "Кто виноват?" и "Что делать?" возник другой, более сложный, но не менее резонный вопрос: что не так в отношениях государства и ультрарелигиозной общины?
Эта тема уже не раз обсуждалась в разгар "короны", когда мы наблюдали всплеск заболеваемости и "красный" уровень в городах и кварталах компактного проживания харедим. Власти и полиция тщетно пытались заставить население этих районов соблюдать предписанные правила - это удавалось лишь там, где карантин был одобрен духовными авторитетами. Не снимая ответственности с лидеров, которые превращают своих последователей в послушное стадо и подвергают их жизнь опасности, наиболее здравомыслящие политики и эксперты напоминают, что такой порядок вещей поддерживается государством. По крайней мере, так было, когда ШАС и "Еврейство Торы" входили в коалицию. Их депутатам и министрам чаще всего удавалось отвоевать для своей общины особые права, а правительство Нетаниягу смотрело сквозь пальцы на все нарушения, чтобы не ссориться со своими союзниками. Именно такое попустительство в итоге и привело к жертвам на горе Мерон.
Читайте также
Теперь стратегию времен "короны" даже приводят в пример как удачную, поскольку, в отличие от трагедии в Лаг ба-Омер, полиция и власти хоть как-то регулировали ситуацию. Что касается гробницы рабби Шимона Бар-Йохая, то она, как и другие места паломничества, находится вне государственного контроля и управления. В таких местах и в такие трагические моменты особенно наглядно видно, к чему приводит существование "государства в государстве" и неспособность правительства противостоять давлению харедимной общины.
Вывод из этого, казалось бы, очевиден: коалиция с участием харедим - это путь в никуда. Только правительство, которое не зависит от голосов и мандатов ультраортодоксов, может заставить всех без исключения граждан и жителей страны соблюдать закон. Иными словами, для "лагеря перемен", если он стремится строить правовое демократическое государство, союз с ШАС и "Еврейством Торы" недопустим. В противном случае это правительство станет просто близнецом правительства Нетаниягу.
Но даже если блок Беннета-Лапида сохранит принципиальность и оставит харедим за бортом - решит ли это проблему "государства в государстве"? У ультраортодоксов достаточно способов добиваться своего, помимо политического давления. Религиозные авторитеты обладают огромным влиянием на членов общины, а "недружественные" законы и распоряжения правительства только укрепляют их власть и настраивают массы против светского Израиля. Таким образом, правительство с явной антиклерикальной направленностью приведет страну к новым многотысячным демонстрациям харедим, столкновениям с полицией и дальнейшему расколу в обществе.
Выход тут только один - искать общий язык. Это кажется почти невозможным, но первые ласточки уже появились: в частности, председатель "Еврейства Торы" Моше Гафни и лидер ШАС Арье Дери признались, что харедимная община должна сделать для себя выводы из трагедии в Лаг ба-Омер. Разумеется, до того момента, когда Гафни и Дери проголосуют за закон о призыве, так же далеко, как до Луны. И все же опыт их участия в коалиции сегодня может быть немного иным, чем в эпоху Нетаниягу. Рискнут ли обе стороны пойти на этот опыт, неизвестно, но похоже, иного пути нет.