Есть в Израиле большой сегмент общества, который обобщенно можно назвать "национально-либеральным". "Национальная" составляющая подразумевает признание базовых понятий сионизма, сопричастность к общенациональной судьбе и несению общего бремени, а также активная вовлеченность в экономическую, культурную и социальную жизнь Израиля. "Либеральная" же означает приверженность свободам личности, включая свободу вероисповедания, и неприятие принуждения.
В целом речь идет о крайне разнообразной публике, с политической точки зрения охватывающей широкое пространство между "Ликудом" и "Аводой", со всеми расположенными между ними промежуточными партиями.
Именно этот сегмент определяет сегодня общенациональный консенсус в Израиле по самым фундаментальным вопросам.
У этого общества, к которому, к слову, отношусь и я сам, имеются серьезные претензии к поведению ультраортодоксального сектора, связанные с ожиданием от него большей вовлеченности в национальную жизнь, дальнейшей интеграции на рынке труда и поиска разумных путей подключения к армейской службе.
Одним словом, мы стремимся к большей интеграции ультраортодоксального общества как с национальной точки зрения - в рамках израильско-еврейской солидарности, так и с либеральной - ради разрыва прочного круга их бедности и выхода их из зависимости от государственной поддержки.
Стоит заметить, что в последние годы в этом направлении, по крайней мере в некоторых областях, были достигнуты определенные успехи, хотя, конечно, предстоит еще проделать огромную работу.
Именно поэтому злобная риторика Авигдора Либермана и вызывает такой гнев. Ведь она подрывает базовый консенсус, лежащий в основе законной критики социальных договоренностей, сложившихся с ультраортодоксальным обществом. Своей сеющей ненависть кампанией он разрушает основы национальной солидарности. Вместо того, чтобы соединять и объединять части общества, он призывает к отчуждению и расколу. Вместо еврейско-израильского братства, уважающего традиции и религию, оно плодит и множит антиеврейские и антирелигиозные настроения, действительно начинающие напоминать совсем другие исторические времена.
Объективно и даже резко критиковать - это одно, а вот навешивать на целое общество вину за все беды страны - совсем другое.
Читайте также
Но это еще не самое худшее: в решениях, которые продвигает сегодня Либерман, он подрывает и вторую основу консенсуса, отказывается от либерализма в пользу принуждения и силы. Он требует немедленного призыва ультраортодоксов в армию и внедрения в программы их школ так называемых базовых предметов, с помощью всех имеющихся у государства инструментов принуждения и угнетения, ради сокрушения ультраортодоксальной автономии.
Короче говоря, несмотря на свое имя, Либерман совсем не либерален. И вопреки названию его партии, "Наш дом Израиль" - совсем не национальный, и уж точно не дом.
Вообще говоря, "либерманизм" давно устарел. Ненавистнический дискурс против харедим еще мог быть актуален в 1990-е годы, когда такие партии, как МЕРЕЦ или "Шинуй" Томми Лапида, извлекали определенный политический капитал за счет относительно широко распространенных светских настроений.
Сегодня, однако эти настроения, просто в силу социологических причин на спаде. По сути, еще правительство Шарона, в свое время нашло способы изменить набор социальных стимулов, в первую очередь пособий на детей, что наряду с "Законом Таля", предложившим компромиссную модель и постепенной интеграции на рынок труда привело к глубоким и долгосрочным изменениям в ультраортодоксальном обществе. С тех пор интеграция харедим в израильское общество продвигается пусть медленно, но верно.
Тот факт, что сегодня у "либерманизма" аудитория куда скромнее, возможно, является самым ярким свидетельством перемен, случившихся как с израильским обществом, так, к слову, и с самим Либерманом. Политик, сумевший 12 лет назад достичь своего пика в 15 мест в Кнессете, представляя гораздо более широкое национальное видение, превратился сегодня в устаревший генератор ненависти, способный удерживать ядро сторонников отчуждения, но уже не в состоянии продемонстрировать никакой перспективы конструктивной солидарности.
Источник - Исраэль ха-Йом
Перевод - Александр Непомнящий