За две недели до выборов в кнессет политические партии бомбят израильских избирателей смс-сообщениями, СМИ - опросами общественного мнения, а политологи и политкомментаторы пытаются понять, до какой степени эти опросы связаны с действительностью или оторваны от нее.
В газете "Макор ришон" ("Первоисточник") появилась статья востоковеда и бывшего сотрудника системы безопасности Дорона Мацы, который выстроил самые разные варианты и прогнозы развития политических событий в тени эпидемии коронавируса, которая, вопреки недавнему заявлению Биньямина Нетаниягу, не только не "уже позади", а будет сопровождать нас после выборов.
Итак, все, что может случиться в Израиле наутро после 23 марта, вполне укладывается в 10 сценариев.
1.Нетаниягу завершит свое пребывание на посту главы правительства Израиля. Как Черчилль, который столько сделал для Великобритании во время Второй мировой войны, так и Нетаниягу, который проиграл в войне с "короной", завершил беспрецедентное десятилетие с мирными соглашениями, экономическим процветанием, стабильностью в сфере безопасности и технологическим развитием - придет к концу своего политического пути как раз на пике своего успеха. Об этом можно сказать без всякого цинизма, что в жизни хватает неблагодарности.
2. Следующее правительство станет триумвиратом или "тройкой": Беннет, Саар, Лапид. Главный вопрос в том, кто станет первым и какой механизм будет разработан для бесперебойной работы такого правительства. Есть более чем резонные основания полагать, что это будет механизм ротации между двумя, а то и тремя политиками. Кстати, этот способ Нетаниягу с успехом опробовал на Бени Ганце, взяв себе первую половину срока и оставив его ни с чем.
3. Без ультраортодоксов ничего не получится. Одно уже ясно - у лагеря "анти-Биби" не будет правительства без ультраортодоксов. Это просто невозможно. Разве что речь зайдет о включении "Объединенного списка", но уж это совсем невозможно в сионистском государстве. Может быть, у Лапида - да. У Беннета и Саара - определенно нет. Ультраортодоксы - это "слабое звено" в лагере Нетаниягу. Переход в оппозицию и отказ от привычных "пряников" для них подобен краху, поэтому нельзя ожидать, что столь прагматичные политики по своей воле откажутся от своего прагматизма взамен на неведомое им политическое благородство, у которого нет рыночной цены.
4. В таких обстоятельствах НДИ во главе с Либерманом окажется вне правительства, потому что ультраортодоксам еще не хватало объединяться с тем, кто ежедневно устраивает им публичный погром по пути на выборы. Либерману некуда деться, потому что с политической точки зрения Лапид намного важнее его, как одна из осей будущего правительства. Самым комичным станет вариант, при котором Либерман не войдет в правительство, а "Авода" войдет (о чем уже сказала Мерав Михаэли). И если это произойдет, наследники МАПАЙ возобновят исторический союз с ультраортодоксами.
5. Похоже, после выборов в Израиле появится правительство "короны". Эпидемия - это та веревочка с узелками, которая свяжет все идеологические концы: между Лапидом и ультраортодоксами, Михаэли и Беннетом, Сааром и Лапидом. Способность такого правительства появиться на свет зависит от глубочайшего прагматизма, который только может позволить корона-кризис, и размывания глубоких идеологических различий. Способность справиться с эпидемией и ее экономическими последствиями станет лакмусовой бумажкой для будущего правительства.
Читайте также
6. Правительство не только родится в разгар корона-кризиса, но и умрет до или после его окончания. Правительство протянет столько же, сколько протянется корона-кризис во всех его экономических и медицинских аспектах. Кстати, именно это должно было стать общей политической составляющей в равноправном правительстве Нетаниягуи и Ганца. До тех пор, пока "корона" (и Иран) под боком, будут размыты другие различия между партиями, касающиеся отношений религии и государства, палестинской проблемы, статуса Верховного суда и прочих дел, ставших "маргинальными" на фоне корона-кризиса.
7. Вытекающий отсюда вывод ясен: у следующего израильского правительства не будет сложной и разносторонней идейной повестки дня - она будет одномерной и полностью подчиненной корона-кризису. Все вопросы, кроме "короны", будут заморожены на неопределенный срок. Иначе правительство развалится. Тут тоже есть ясный урок правительства Нетаниягу-Ганца, которое не сумело сохранить до конца то общее, что у него было, и запуталось в конфликтах - в том числе, на почве идеологических расхождений. Вот вам парадокс: следующее правительство, которое будет претендовать на стремительное движение и обновление, скорее отличится бегом на месте и чрезмерной осторожностью. От этого зависит его будущее - от того, чего у него нет, а не от того, что есть.
8. Тот, кто рассчитывает на правое правительство из-за присутствия Саара и Беннета - фантазер. Тот, кто рассчитывает на либеральное правительство из-за присутствия Лапида и Михаэли - тоже фантазер. Прагматичному правительству, озабоченному только одной проблемой корона-кризиса, будет не до идеологии и идейной борьбы, потому что общественность и верный электорат ожидают от них совершенно иного.
9. Отсюда появится дополнительная точка отсчета, если исходить из того, что корона-кризис останется с нами не меньше, чем год-два. Так можно наметить срок выживания нового правительства - до тех пор, пока его не начнут раздирать неизбежные идеологические конфликты всех составных частей.
10. За эти два года относительной политической стабильности общественно-политическая система Израиля, вероятно, сможет подготовиться к пятым выборам. Эти выборы - примерно через два года - будут подлинно важными, поскольку к тому времени поле боя очистится от "короны" и на него вернутся те же вопросы и темы, которые обычно всегда занимали израильскую политику.
Неудивительно, что после всех перечисленных вариантов общий вывод Дорона Мацы не пахнет оптимизмом. Он уверен, что политическая система Израиля, которой всегда было свойственно высоковольтное напряжение, будет и дальше отличаться привычной дестабилизацией - после того, как Израиль не только догнал, но и перегнал Италию по частоте парламентских выборов.