Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Ультраортодоксы: проблема понятна, осталось найти решение

Те, кто защищают Родину, имеют полное право задаться вопросом: почему их ультраортодоксальные сверстники пренебрегают службой Отечеству?

28.02.2021
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: Walla!News / Реувен Кастро

Депутат Кнессета Яаков Ашер от "Яадут а-Тора" в беседе с политическим обозревателем Габи Вольфсоном, на его вопрос по поводу продолжающейся работы школ в ультраортодоксальном секторе, сказал: "Система просвещения в Израиле находится под контролем министерства просвещения, которое ее финансирует. Директор той или иной школы не может принять самостоятельное решение об открытии школы. Это касается светских школ. Ультраортодоксальные школы, которые лишь частично финансируются министерством просвещения и называются "независимыми", могут действовать самостоятельно".

Я не могу взять в толк: предприятия и организации, не финансируемые государством, находятся вне пределов его юрисдикции и могут не подчиняться действующим в этом государстве законам? Имеющий уши- да услышит: это говорит не "с поля ветер", а человек, возглавлявший в парламенте 23-го созыва комиссию по законодательству.

Он продолжает: " Но у нас есть еще один мотив: вера в важность изучения Торы. Мы верим в это, что поделать. Верим. В России, в Литве, в Польше люди жертвовали жизнью во имя этого, так как верили, и мы верим, что Тора защищает еврейский народ".

А как быть и "что поделать" с теми, кто верит в большую необходимость изучения математики, физики и химии, без знания которых не построишь танк, корабль или ракету? Или они не нужны ,если еврейский народ защищает Тора?

Можно было бы упрекнуть г-на Ашера в демагогии уже потому, что, подчеркнув "частичное финансирование" ультраортодоксальных школ государством, якобы дающее им право на "независимость" ,он скромно умалчивает о тех пособиях и дотациях, какие получают семьи учеников от этого самого государства. А как в этом случае быть с "независимостью"?

Но упрекать председателя комиссии по законодательству в демагогии не стоит, поскольку человек, достигший такого ответственного поста, и сам прекрасно понимает, насколько казуистичны его рассуждения.

А вот если что-то и является примером чистейшей демагогии, то это призыв "немедленно решить проблему с ортодоксами", поскольку "надо решать" совсем не означает "знать, как решать". Вот почему обычно призыв "надо решать" сочетается с неопределенным "как-то".

Упомянутая проблема и сходные с ней имеет стандартную матрицу решения: выясняются причины ее возникновения, затем создается образ поставленной цели, а следом утверждаются конкретные пути ее достижения. В данном случае:

1. Причина возникновения проблемы

Отцы-основатели Израиля приняли решение о государственном содержании нескольких религиозных учебных заведений с ограниченным числом учащихся. Указанное решение было правильным, поскольку возрождение еврейского государства стало возможным в том числе и потому, что разбросанных по миру евреев объединяло Слово Торы. Возрожденное еврейское государство было обязано тем, кто сохраняли из поколения в поколение смысл Писаний и эта традиция, без сомнения, должна была быть продолжена.

Управлять- значит предвидеть. Но никто не смог предвидеть, что немногочисленная группа постигающих мудрость Торы превратится в миллионную автономию со своими порядками и глубоким убеждением в том, что для них правила поведения во всех случаях определяет разрешение или запрет раввина.

2. Поставленная цель - это равенство перед законом всех граждан без исключения

3. 3 А вот с самым главным: средствами и методами достижения цели все обстоит гораздо неопределенней

Здесь нужно брать в расчет взаимодействие и влияние многих факторов на сложившиеся отношения между харедим и государством.

Читайте также

Я смотрел выступление депутата Кнессета, в очередной раз заявившего , что его партия ни за какие коврижки не будет в коалиции с харедим. Заодно досталось и существующему правительству за попустительство действиям этой категории граждан. Депутат предлагал решить проблему, прекратив выплачивать им из казны государства различные пособия и, сделав театральную паузу, привел размер этих пособий, действительно внушительный .

Политик он, несомненно, опытный и ощущающий настроение масс, особенно в связи с отношением к коронавирусу среди ультраортодоксов. Его политическую опытность подтверждает и то, что он, вне всякого сомнения, прекрасно понимает невыполнимость своих призывов. Но, как сказал Черчилль, "политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло".

Пример тому, что предложения нынешних политиков, направленные на решение проблемы с харедим, есть чистейшей воды популизм - это набившее оскомину требование об их службе в армии. Конечно же, те, кто защищают Родину, имеют полное право задаться вопросом: почему их ультраортодоксальные сверстники пренебрегают службой Отечеству? Этот же вопрос волнует и семьи наших солдат- а это уже значительная часть населения страны. И они, сидя у телеэкранов, горячо поддерживают народного избранника, требующего заставить уклонистов исполнять гражданский долг. Хотя избранник прекрасно осведомлен о том, что в соответствие с действующим (подчеркиваю) законом, харедим, получив повестку, обязаны явиться на призывной пункт в общем порядке и могут быть арестованы за неявку. Но их призыв на армейскую службу, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны как нецелесообразный. Министр обороны, оказывается, наделен правом призывать или не призывать в армию по своему усмотрению, так что вышеупомянутый вопрос- к тем, кто его таким правом наделил.

Хотелось бы подчеркнуть, что неработающий закон на самом деле ни на что в жизни страны не влияет, поэтому он так популярен среди борцов за гражданское равенство.

В хедерах, колелях и ешивах в сознание молодежи внедряется убеждение в том, что Тора содержит в себе все правила необходимые для жизни в этом мире и благоденствия в мире грядущем и что изучающие Тору делают для своего народа больше, чем работающие и воюющие ,а эти, работники и воины, просто не понимают того, что знать сказанное в Торе гораздо важнее, чем знать, что написано в учебнике физики А с государством взаимодействуют только раввины, решающие, насколько соответствует тот или иной закон Торе. Их вердикт не подлежит обсуждению.

Однако понимание вышеупомянутой первопричины не означает того, что для ее решения достаточно изменить подход к ультраортодоксальному образованию, определившись с количеством ешив и подчинив все школы государству.

Ведь ученье- это больше для души, а как быть с телом? Занятые только изучением Торы - всего лишь люди и ничего человеческое им не чуждо: как минимум, они хотят есть, пить ,иметь над головой крышу, а под крышей воду, газ, электричество и условия для того, чтобы добросовестно исполнять заповедь "плодитесь и размножайтесь" .Поэтому разумеющие под своей работой изучение Торы убеждены в том, что эта "работа" должна обеспечивать их такими же благами, какими светских обеспечивает их рабочее место, и именно это убеждение является главным препятствием, которое так или иначе придется преодолеть.

Но те, кто по долгу службы обязаны это сделать - бездействуют. Потому что сейчас у них нет главного: долговременной программы интеграции ультраортодоксальной общины в жизнь страны, имеющей ранг закона.

Для превращения наших ультраортодоксальных соплеменников в настоящих граждан Израиля потребуются время, значительно более длительное, чем то, которое проведут на своих постах нынешние министры и депутаты. Здесь уместна аналогия: по замыслу Всевышнего наших предков, освободившихся из египетского плена, Моисей 40 лет водил по пустыне для того, чтобы в Землю обетованную пришло поколение, не знавшие рабства. Аналогичный путь, чтобы попасть в Израиль, придется пройти и ультраортодоксам. А чтобы он не прервался, необходим закон.

На эту тему:
"Мы - не фейк. Мы в черном. Нас видно насквозь"
"Не приговаривайте сына к бедности!"

Предвижу упрек в некорректности обобщений, но, братья-харедим, разве из Священного Писания не следует, что государство и гражданство связаны не только общностью территории и записью в удостоверении личности, но и тем, что государственные законы обязательны к исполнению?

Пока попытки увещевания бесполезны: вы находитесь под строгим контролем тех, кто закрыл от вас страницу Гемары, где написано: "Отец обязан учить сына Торе, женить и обучить ремеслу".

Знание Торы и владение ремеслом- не одно и то же, непонимание этого факта неизбежно приведет к печальным последствиям, и об этом сказал Раши: "Если он не обучен ремеслу и ему не хватит хлеба, он выйдет на дорогу и обеспокоит людей".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке