Организация IMPACT-se (Institute for Monitoring Peace and Cultural Tolerance in School Education), которая отслеживает образование в преимущественно исламских странах, на днях опубликовала новый отчет, который показывает, что учебные материалы в Палестинской автономии и в секторе Газа, используемые в школах, управляемых Ближневосточным агентством ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), содержат призывы к насилию, пропагандируют джихад и осуждают арабо-израильский мир. IMPACT-se анализирует учебные материалы на предмет соответствия ценностям, провозглашенным ООН, в частности, таким как нейтральность, права человека, терпимость, равенство и недискриминация в отношении расы, пола, языка и религии на протяжении учебного процесса.
Подобные проблематичные материалы уже находили в учебниках для палестинских детей в 2020 году. Тогда БАПОР признало проблему и пообещало решить ее к ноябрю прошлого года. На этом настаивали и страны-спонсоры агентства, такие как Германия и Великобритания.
Министр Великобритании по Ближнему Востоку и Северной Африке Джеймс Клеверли заявил: "БАПОР сообщило, что эти материалы больше не распространяются и не используются в текущих уроках. Проблема была устранена к ноябрю 2020 года".
Однако, как показало новейшее исследование, в учебниках все еще остаются тексты и упражнения, которые могут сеять ненависть и вражду. Это может быть восхваление мученичества и джихада, стирание Израиля с географических карт, а также повторение теорий заговора, не имеющих под собой оснований, сказано в отчете.
Так, в учебнике арабского языка для 5 класса, который используется в школах в Газе, предлагается прочитать текст под названием "Слава героям", где речь идет о палестинских боевиках, устраивавших теракты против гражданского населения, Из ад-Дин аль-Кассаме и Далале Муграби. В тексте они показаны в позитивном свете. "Мы все хотим быть как эти герои", - написано в книге.
В другом учебнике - на этот раз, используемом в Палестинской автономии, шестиклассникам предлагается прочитать текст, где восхваляется "жертва во имя Родины", которая названа главной чертой патриотизма. В частности, на вопрос "почему человек жертвует своей жизнью?" предлагается ответ: "Потому что родина - самое дорогое, что у него есть".
В учебнике по обществознанию для 7-го класса рассказывается история испанской инквизиции (без упоминания того, что от нее пострадали, наряду с мусульманами, и многие евреи). Изгнание мусульман испанскими правителями сравнивают с "сионистской оккупационной политикой"; по итогу этого урока детям дается задание: сравнить две картинки - изображение мусульман, покидающих Испанию в 1492 году, и фотография, показывающая арабов, покидающих Палестину в 1948 году. Нужно отметить, что это задание появляется только в учебнике, который используют в Газе.
Читайте также
В упражнении для тренировки правописания утверждается, что Израиль "иудаизирует Иерусалим", и бойкотировать израильские товары - это "религиозная обязанность".
В брошюре по обществознанию для 9-го класса Израиль обвиняется в преднамеренном загрязнении окружающей среды, в краже палестинских ресурсов и распространении болезней путем сброса радиоактивных и токсичных отходов. Связи между израильской и палестинской экономиками осуждаются как мера, направленная на ослабление Палестины.
Как отмечают авторы исследования, БАПОР работает в нескольких регионах, включая Ливан, Иорданию, Сирию, Западный берег, сектор Газа и Иерусалим. Сообщается, что в его школах обучаются 533 000 детей. Согласно веб-сайту агентства, на образование уходит 58 процентов бюджета организации.
По данным на 2019 год, в Палестинской автономии и секторе Газа в школах БАПОР учатся около 320 тысяч детей. Как указано на сайте агентства, школы БАПОР на Западном берегу "стремятся внедрять демократическую школьную культуру и развивать гражданские и лидерские навыки, позволяя детям палестинских беженцев смотреть в будущее с целеустремленностью и надеждой". В то же время подчеркивается, что БАПОР не производит свои собственные материалы, а использует учебники стран и территорий, где расположены школы под управлением агентства. По словам представителей агентства, вмешательство в школьные материалы было бы нарушением "национального суверенитета". Однако, начиная с 2016 года, когда министерство образования ПА начало масштабную реформу, БАПОР помогает анализировать учебники на соответствие нормам ООН.
Не отрицая существование неподобающих материалов, агентство проинструктировало учителей, работающих на Западном берегу и в Газе, "изменять или пропускать страницы, которые БАПОР сочло неуместными".