Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель Авив
+19+10

Мнения

А
А

Израильские политики и ответ на вызов времени

Два государства для одного народа. После двух десятилетий попыток интегрировать ультраортодоксов в жизнь Израиля результаты плохие

30.01.2021
Источник:Детали
Фото: Walla!News / Реувен Кастро

Насилие в ультраортодоксальных городах вызывает возмущение, но не это настоящий вызов, который ультраортодоксы бросают израильскому обществу. Даже после "короны" стены, построенные ультраортодоксами между собой и израильским обществом, останутся высокими. Об этом пишет в "Исраэль ха-йом" доктор Шуки Фридман - директор Центра национальности, религии и государства израильского Института демократии и преподаватель права в Академическом центре Переса.

"Два государства для одного народа. После двух десятилетий попыток интегрировать ультраортодоксов в жизнь Израиля результаты плохие. Главной тенденцией, лежащей в основе ультраортодоксального общества, остаются сегрегация и изоляция. Даже ценой человеческих жизней, как мы убедились за последний год. Вывод состоит в том, что продолжающаяся ситуация - это привилегия, которую Государство Израиль не может себе позволить".

Доктор Фридман отмечает, что в Израиле сегодня живут 1 175 088 ультраортодоксов, что составляет 12,5 процентов населения. Ультраортодоксальное общество очень молодо, и его средний возраст составляет 16 лет. Показатель рождаемости ультраортодоксов составляет 6,6 ребенка на женщину, что является самым высоким показателем рождаемости в западном мире. Высокий естественный прирост - важная составляющая проблемы, которая стоит перед израильтянами. Размер общины увеличивает ее влияние на экономику и общество в Израиле, и воздействие усилится с быстрым демографическим ростом.

Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что существует жизненная необходимость в их интеграции, чтобы Израиль продолжал процветать или, по крайней мере, поддерживать уровень жизни западного государства. С тех пор правительство Израиля приняло ряд законов и решений и инициировало множество проектов, направленных на интеграцию ультраортодоксов: в армии, в экономике, в образовании и в обществе. Те, кто занимался этим, надеялись, что интеграция ультраортодоксов также создаст социальную связь между ними и другими израильтянами, а стены, окружающие ультраортодоксальное общество, станут ниже.

Если посмотреть на результаты, часть усилий дали ограниченный эффект, а часть - никакого. Доктор Фридман начинает с "равенства в распределении бремени" - вопроса призыва йешиботников в ЦАХАЛ.

После 20 лет "пинг-понга" между кнессетом и БАГАЦем, договоренностей, которые создавались и откладывались навсегда, и всех усилий ЦАХАЛа создать условия для службы ультраортодоксов, несколько месяцев назад была раскрыта грубая правда: ультраортодоксы почти не идут в армию. Более того, в большинстве своем они считают, что даже ультраортодокс, не изучающий Тору, не должен служить в ЦАХАЛе. Ценность службы на благо страны, столь важная для израильтянина, не интересует ультраортодоксов.

Эффективная политическая сила

Вторая задача, о которой говорит автор - интегрировать ультраортодоксов на рынке труда. Здесь государственная политика и рыночные силы имели некоторый, впрочем, весьма ограниченный успех. Несмотря на то, что значительный прогресс был достигнут в сфере занятости женщин, и она близка к занятости не ультраортодоксальных еврейских женщин (77 и 84 процента соответственно), уровень занятости среди ультраортодоксальных мужчин остается очень низким.

В отличие от уровня занятости 88 процентов среди евреев, не являющихся ультраортодоксами, уровень занятости ультраортодоксальных мужчин составляет всего 52,5 процента. Более того, работающие ультраортодоксы зарабатывают значительно меньше, чем не ультраортодоксы. Средняя зарплата ультраортодокса составляет всего 56 процентов от зарплаты не ультраортодоксального еврея. Все это ввергает ультраортодоксальное общество в глубокую нищету. 52 процента ультраортодоксов и 60 процентов (!) ультраортодоксальных детей живут за чертой бедности (по сравнению с 9 процентами детей среди не ультраортодоксального еврейского населения).

Интеграция ультраортодоксов терпит неудачу и в других отношениях. Хотя усилия привели к увеличению числа ультраортодоксов, обучающихся в академических учебных заведениях, эти цифры все еще невелики по сравнению с размером ультраортодоксального общества и уровнем высшего образования в остальных слоях населения в Израиле. Кроме того, ультраортодоксальная система образования, особенно для мальчиков, не готовит их к израильскому рынку труда.

Подавляющее большинство людей, выпущенных этой системой, лишены каких-либо знаний, кроме Торы, и их способность преодолевать пробелы в образовании в возрасте от 20 до 30 лет очень ограничена. С другой стороны, в некоторых ультраортодоксальных системах образования ориентация по-прежнему антисионистская, что также влияет на восприятие ультраортодоксами своего места и обязанностей, как граждан Государства Израиль.

Эти неудачи и ограниченная интеграция ультраортодоксов в израильское общество не случайны. Самоопределение и право на существование ультраортодоксального общества - это сегрегация и замкнутость. Чтобы поддерживать такой образ жизни, ультраортодоксы очень эффективно используют свою политическую власть, что дает им значительные бюджеты.

В то же время ультраортодоксы разработали ценностную концепцию, согласно которой, независимо от того, признает это израильское общество или нет, именно они "духовно" поддерживают Государство Израиль. По их мнению, остальные израильтяне действуют в материальном мире, то есть работают, защищают страну в армии, только чтобы служить священной цели, то есть ультраортодоксальному образу жизни.

Поляризация между ультраортодоксами и остальной частью израильского общества выражает его глубокий кризис, а продолжение существующих тенденций сегрегации губительно.

Опыт показывает, что на сегодняшний день единственным фактором, который привел к их интеграции в общество, была экономическая политика, не поддерживающая ультраортодоксальный образ жизни.

Кроме того, в ультраортодоксальном обществе есть силы, которые стремятся к интеграции и переменам, а также обладают потенциалом влияния. Чтобы изменить тенденции, необходимо решительное политическое руководство, вместо того, чтобы заниматься на предстоящих выборах вопросом "да-Биби-нет-Биби" Долг всех, кто претендует на лидерство в Государстве Израиль, ясно дать понять гражданам, как они намерены ответить на вызов времени.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.